
Фото: Andrey Strizhkov/Unsplash
Гимназическая улица в самом центре Тамбова по утрам наполнялась ароматом свежего хлеба. К расположенной на углу булочной с большими, до земли, окнами в виде многочисленных арок, стекался народ — купить самого вкусного в городе хлеба. Воздушные ситные с изюмом стоили здесь сущие копейки, а упаковывали их в высокие картонные коробки с красивой надписью: «Булочные Толмачёвых».
Толмачёвы в середине 19 века в Тамбове были известны многим. Состоятельные предприниматели, они прославились не только успешной коммерцией, но и широкой благотворительностью, благодаря, пожалуй, одному из ярчайших представителей этой купеческой династии — Александру Ивановичу Толмачёву.
Ему принадлежала та самая булочная на Гимназической, в которой даже бедный человек мог позволить себе купить свежий пшеничный каравай — настолько недорого он стоил. Каждый день по распоряжению Александра Ивановича в толмачёвских пекарнях выпекалось несколько десятков буханок ржаного хлеба — для раздачи нищим.
Быть внимательным к нуждающимся Александр научился у своего отца — Ивана Степановича Толмачёва. Тот в своём завещании значительную часть капитала передал городской богадельне, Троицкому храму Тамбова и строящейся церкви Иоанна Златоуста в селе Бибиково Кирсановского уезда. Александр Иванович решил следовать примеру отца и разделять богатство с ближними.
В 1896 году на Покровской площади Толмачёв на собственные средства выстроил большое, красного кирпича, двухэтажное здание, в котором по его инициативе было открыто начальное училище с женским и мужским отделением.
В здании, построенном Толмачёвым, был водопровод, электричество, канализация и паровое отопление — учреждений, оснащённых подобными благами цивилизации не только в Тамбове, но и во всей России тогда было не так уж много. Строительство обошлось Александру Ивановичу в 60 тысяч рублей; на содержание училища Александр Иванович ежегодно выделял по пять половиной тысяч. Дети бедняков получали преимущество при поступлении и обеспечивались за счёт Толмачёва бесплатным питанием, одеждой и необходимыми вещами.
Годом ранее, в 1895-м, Александр Иванович уже сделал Тамбову подарок — от собственной небольшой электростанции провёл электрическое освещение по всей улице Гимназической, которая сразу стала излюбленным местом вечернего променада горожан. На средства Толмачёва на тамбовских кладбищах ветхие деревянные церкви были заменены на каменные.
С началом Первой Мировой войны Александр Иванович активно включился в работу Тамбовского отделения Общества Красного Креста, оказывал финансовую помощь госпиталям, разместившимся на территории города. В селе Баланда Саратовской губернии на пожертвования Толмачёва были открыты богадельня — приют для престарелых — и ремесленная школа.
В завещании, которое Александр Иванович составил заблаговременно, ещё в 1896 году, принадлежавшие ему земли и часть капитала он оставил тамбовским монастырям — Казанскому мужскому и Вознесенскому женскому. Правда, исполниться этому, увы, было не суждено: скончался Толмачёв после 1917 года, когда власть в городе уже была в руках красных. Точная дата смерти благотворителя неизвестна — фамильное захоронение Толмачёвых, над которым возвышалась белокаменная часовня, было разрушено большевиками. Но стереть из людской памяти добрые дела, которые совершил Александр Иванович, не удалось. По-прежнему служит городу здание из красного кирпича рядом с Казанской церковью — бывшее Толмачёвское училище. Имя благотворителя увековечено на мраморной доске у входа в зал заседаний Тамбовской городской думы.
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема