Вятская земля с бескрайними лесами, горный Урал с холодными реками. Тысячи лет на этой земле жили племена идолопоклонников – вогулы и остяки. Они охотились, ловили рыбу и приносили добычу в дар своим богам. Но пришло время, когда по лесным дорогам, по рекам в эти места пришли новые люди. Они рассказывали язычникам о своем Боге, о том, как принял он за всех людей крестные муки. Одним из этих мужественных проповедников был преподобный Трифон Вятский.
Трифон родился в 1546 году в селе Немигонка Архангельской губернии, принял постриг еще юношей и путь послушания привел его на Урал. Он принимал испытания с бодрым духом и улыбкой, примирял и исцелял людей. Однажды он сел в лодку, и отдал себя на волю речных волн. День и ночь плыл он вниз по течению, пока лодка не остановилась у малого притока по прозванью Мулянка. Тогда взял Трифон весла, поднялся вверх по речушке до большой поляны, окруженной непроходимым лесом. На той поляне росла старая ель. Ее ветви были увешаны приношениями охотников-остяков . Преподобный Трифон решил поселиться на той поляне, поставил дом, завел огород. Но остяки быстро узнали, что на их священной поляне появился чужак. Тогда возмутились они, взяли оружие и поспешили на встречу с незваным гостем.
Подступили остяки к жилищу Трифона, закричали, грозя оружием. Преподобный вышел к ним.
Первый остяк-охотник:
Кто ты?! Зачем ты пришел и поселился здесь?!
Второй остяк-охотник:
Это наша священная поляна, здесь мы поклоняемся нашим богам. А эта могучая ель – наше священное дерево. Мы приносим ей дары. Здесь не место чужакам!
Трифон:
Здравствуйте, добрые люди. Имя мое Трифон. И зла я вам не желаю.
Первый остяк-охотник:
Почему он улыбается? Он, что, не боится нас? (Трифону). Эй, чужак! Где твое оружие?
Второй остяк-охотник:
Да, ты посмотри. Все его оружие – тяпка да лопата.
Первый остяк-охотник:
Эй, чужак! Почему ты не ведаешь страха?
Трифон:
Я раб Господа моего Иисуса Христа. И бояться мне нечего.
Первый остяк-охотник:
Иисус? Что за бог? Не слыхали о таком.
Второй остяк-охотник:
Наши боги живут в наших лесах. В каждом камне, в каждом дереве. Только в них мы верим.
Первый остяк-охотник:
А каков твой бог? Какова его сила?
Трифон:
Что ж, я расскажу вам об Иисусе Христе…
Трифон улыбнулся и начал рассказ о своем Боге и его новозаветных деяниях. И остяки с интересом слушали, пока Трифон не закончил свой рассказ.
Трифон:
Вот таков мой Бог. А ваши кумиры – совсем не боги. Одно лишь наваждение!
Первый остяк-охотник:
Может, и силен твой бог, да не сильнее наших.
Второй остяк-охотник:
Да, верно! Многие люди смеялись над нашими богами, над нашими обычаями. Да только боги их наказывали – с ними случались несчастья.
Первый остяк-охотник:
Не смей подходить к священной ели! Если ты коснешься нашей святыни, тебя ждет смерть. Помни об этом!
Трифон:
Спасибо, добрые люди, за предупреждение о силе ваших богов. А вы приходите снова. Гостям я всегда рад.
Остяки-охотники разошлись в смущении и задумчивости. Как только они ушли, Трифона проведал купец Федор Сухоятин – беспокоился он за жизнь преподобного. Но Трифон встретил купца невредим, а еще попросил у него острый топор. Догадался купец, что задумал монах, рассказал, что даже добрые христиане, рискнувшие смеяться над священным деревом, болели и умирали в муках. Но Трифон твердо решил истребить языческое мольбище. Четыре недели он готовил себя молитвами и постом, а затем, взяв святую икону, пошел к языческой сосне. Дерево это было крепкое, широкое, но Трифон принялся его рубить и не остановился, пока старая ель не рухнула на землю. И дерево, и все языческие дары преподобный Трифон сжег на костре.
Когда увидели остяки, что их священная ель превратилась в угли, а Трифон никак не пострадал, воскликнули: «Велик Бог христианский!». Но не сразу смирились язычники, грозились убить монаха, да не смогли – отвел Трифон беду молитвами. В конце концов, остяки покорились, стали почитать блаженного Трифона и приняли веру Христову.
Позже преподобный Трифон вернулся в Пыскорскую обитель, где нес послушание 9 лет. А затем с благословления духовного отца, иеромонаха Варлаама, отправился в вятскую землю, где 24 марта 1580 года основал первый в Вятке монастырь. Остаток жизни он посвятил строительству обители и воспитании монашеской братии. А среди людей получил прозвание Трифона Вятского.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер