Недавно соцсети захлестнула очередная волна негодования. 50-летний житель города Приозерска Ленинградской области умышленно сбил на своем внедорожнике 10-летнего мальчика за то, что тот обстрелял его машину из игрушечного автомата, затем бизнесмен ударил ребенка кулаком в висок и поставил на колени.
Не станем обсуждать собственно саму историю, задумаемся о другом. Почему подобные инциденты довольно часто происходят, почему люди неадекватно реагируют на обычные раздражители?
Ведь для детей вполне естественно так вести себя: пробовать новое, испытывать границы дозволенного, провоцировать, иногда это доходит и до хулиганства, к сожалению. Можно же объяснить ребенку, что так делать не следует, рассказать ему о возможных последствиях, пожурить мягко и ласково. Почему же мужчина вел себя неоправданно жестоко, почему эти обычные детские шалости вызвали у него такую агрессивную и неадекватную реакцию?
Мне кажется, основная причина в том, что человек в таком случае чувствует моральную правоту и считает долгом бороться за справедливость. Неважно, что эта борьба жестока и неадекватна проступку. Все равно в этот момент гневающийся чувствует себя героем, а виноватого перед ним — злодеем. Поэтому свой гнев воспринимает как праведный, человек нисколько не противится ему, напротив — раздувает и распаляет его до невиданных размеров. То есть впадаем в ярость мы в таком случае со вкусом, с наслаждением, потому что имеем право, как мы считаем. Потому что по нашему убеждению, пострадавшая сторона — это мы.
А в результате получается, что действительно мы — пострадавшая сторона, но не потому, что ребенок обстрелял машину или в метро женщина обругала. А потому, что мы сами создали ад в своей душе. Потому что тот, кто живет в ненависти, ярости и возмущении по отношению к окружающему миру, живет в настоящем аду. И пока мы в ослеплении своим возмущением сосредоточены на себе и мнимых или не очень обидах, этот ад будет только усугубляться и распространяться вокруг нас.
Ведь в реальности справедливости нет, мы боремся в своем праведном возмущении за химеру, утопию. Бог не справедлив к нам, а многомилостив. Если бы Господь был справедлив, мы бы давно уже пылали в адском пламени, а мы ходим спокойно по этой земле и даже радуемся иногда. Разве же это справедливость?
Наверное, только святой человек может совершенно не раздражаться на просчеты и ошибки окружающих. Но практически всегда есть выбор — распалять свое раздражение или остановиться, прервать или продолжить. И самое главное в этом выборе: не принимать это возмущение за праведное, не чувствовать свою моральную правоту, не бороться за справедливость.
Люди, знакомые с Евангелием, очень любят в этом случае приводить в пример гнев Иисуса Христа. «Как же так? Ведь и Господь гневался! Вот как Он выгнал бичом продающих из храма! Почему же я не могу тогда разгневаться и наказать тех, кто поступает возмутительно?»
Божье негодование было направлено против негодного нравственного состояния иудеев, против страстей, разлучающих их с Богом. Не думаю, что мы можем также описать наше возмущение против окружающих людей.
Иоанн Златоуст так писал об этом: «Хорошо не гневаться; но если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время: солнце да не зайдет во гневе вашем. Ты не можешь удержаться от гнева? — Гневайся час, два, три: но да не зайдет солнце, оставив нас врагами. Оно по благости Господа взошло, да не зайдет же, сиявши на недостойных».
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.