Недавно соцсети захлестнула очередная волна негодования. 50-летний житель города Приозерска Ленинградской области умышленно сбил на своем внедорожнике 10-летнего мальчика за то, что тот обстрелял его машину из игрушечного автомата, затем бизнесмен ударил ребенка кулаком в висок и поставил на колени.
Не станем обсуждать собственно саму историю, задумаемся о другом. Почему подобные инциденты довольно часто происходят, почему люди неадекватно реагируют на обычные раздражители?
Ведь для детей вполне естественно так вести себя: пробовать новое, испытывать границы дозволенного, провоцировать, иногда это доходит и до хулиганства, к сожалению. Можно же объяснить ребенку, что так делать не следует, рассказать ему о возможных последствиях, пожурить мягко и ласково. Почему же мужчина вел себя неоправданно жестоко, почему эти обычные детские шалости вызвали у него такую агрессивную и неадекватную реакцию?
Мне кажется, основная причина в том, что человек в таком случае чувствует моральную правоту и считает долгом бороться за справедливость. Неважно, что эта борьба жестока и неадекватна проступку. Все равно в этот момент гневающийся чувствует себя героем, а виноватого перед ним — злодеем. Поэтому свой гнев воспринимает как праведный, человек нисколько не противится ему, напротив — раздувает и распаляет его до невиданных размеров. То есть впадаем в ярость мы в таком случае со вкусом, с наслаждением, потому что имеем право, как мы считаем. Потому что по нашему убеждению, пострадавшая сторона — это мы.
А в результате получается, что действительно мы — пострадавшая сторона, но не потому, что ребенок обстрелял машину или в метро женщина обругала. А потому, что мы сами создали ад в своей душе. Потому что тот, кто живет в ненависти, ярости и возмущении по отношению к окружающему миру, живет в настоящем аду. И пока мы в ослеплении своим возмущением сосредоточены на себе и мнимых или не очень обидах, этот ад будет только усугубляться и распространяться вокруг нас.
Ведь в реальности справедливости нет, мы боремся в своем праведном возмущении за химеру, утопию. Бог не справедлив к нам, а многомилостив. Если бы Господь был справедлив, мы бы давно уже пылали в адском пламени, а мы ходим спокойно по этой земле и даже радуемся иногда. Разве же это справедливость?
Наверное, только святой человек может совершенно не раздражаться на просчеты и ошибки окружающих. Но практически всегда есть выбор — распалять свое раздражение или остановиться, прервать или продолжить. И самое главное в этом выборе: не принимать это возмущение за праведное, не чувствовать свою моральную правоту, не бороться за справедливость.
Люди, знакомые с Евангелием, очень любят в этом случае приводить в пример гнев Иисуса Христа. «Как же так? Ведь и Господь гневался! Вот как Он выгнал бичом продающих из храма! Почему же я не могу тогда разгневаться и наказать тех, кто поступает возмутительно?»
Божье негодование было направлено против негодного нравственного состояния иудеев, против страстей, разлучающих их с Богом. Не думаю, что мы можем также описать наше возмущение против окружающих людей.
Иоанн Златоуст так писал об этом: «Хорошо не гневаться; но если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время: солнце да не зайдет во гневе вашем. Ты не можешь удержаться от гнева? — Гневайся час, два, три: но да не зайдет солнце, оставив нас врагами. Оно по благости Господа взошло, да не зайдет же, сиявши на недостойных».
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема