Ежегодно 10 июня в Японии отмечается день часов. Проходят грандиозные выставки и презентации часов, больших и маленьких, электронных, механических, песочных – самых разных, невероятных форм и размеров. Дата этого события выбрана не случайно – именно в этот день в 671 г. во дворце японского императора впервые появились часы.
Одно из переживаний моего раннего детства — наверное, одно из первых моих воспоминаний вообще — это мистический трепет, который у меня вызывали часы. Эти таинственные механизмы с шестеренками, которые издают загадочные звуки, а некоторые еще и отбивают часы, и кукушка высовывается, чтобы сообщить, что еще столько-то часов прошло.
Как будто поток времени заставляет их крутиться, как ветер крутит лопасти мельниц, и время через них хочет заявить о себе. Время, которое идет своей загадочной дорогой, и говорит какие-то неуловимые слова.
Потом, конечно, я вырос, и привык к тому, что время воспринимается просто как ресурс, который ты можешь потратить — на дорогу, работу, на развлечение, и часы, теперь в компьютере или смартфоне.
Но, по мере того, как уходят годы, я понимаю, что то мистическое, даже пугающее переживание времени, которое было у маленького ребенка, открывало что-то важное. Время, которое берет свое начало в таинственном акте Божиего творения, до которого самого времени не существовало. Время, которое течет через века и поколения, через грехопадение, через историю Авраама, Моисея, Пророков, через Рождество, Голгофу и Воскресение, через все — большие и малые события мировой истории, через все события истории личной. Поток, который, иногда незаметно, но неотвратимо, несет нас от рождения к смерти. Река, которую не можем покинуть, плавание, которое мы не можем прекратить.
Куда мы плывем? Безверие говорит — в никуда. Время заберет у нас здоровье, физическую привлекательность, силы — физические или даже интеллектуальные, а потом нас просто не станет. Но вера говорит, что Бог восседает над потоком времени — и видит его полностью, из конца в конец. Как говорит псалмопевец, «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16)
Бог видит все дни, которые нам предстоят — и Он видит то, что от нас закрыто непроницаемой завесой смерти. Когда поток времени внесет нас во врата смерти, Бог уже будет там, чтобы нас встретить. Потому что это — Его поток, Он его создал, Он им управляет. Если мы с верой покоряемся Ему, он несет нас — и весь мир, к новому небу и новой земле, к жизни вечной и блаженной.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема