Былинный князь Владимир Красно Солнышко, владыка Киева и русских земель, Креститель Руси и Равноапостольный святой – всё это один человек. Единый герой былин и летописей, который однажды и навсегда повернул Русь к свету христианства. Однако судьба с рождения послала князю Владимиру столько испытаний, что изначально о киевском престоле и речи не шло.
Владимир появился на свет во владениях древлян. Сюда грозная княгиня Ольга сослала его мать – древлянскую княжну Малушу, за то, что она приглянулась князю Святославу. Разгневанная Ольга считала невозможным брак своей «ключницы» и пленницы со своим сыном, наследником великого Киевского княжества.
Владимира воспитывала сама княгиня Ольга, прививая ему христианские истины. Но его отец Святослав от Христовой веры наотрез отказался. Так и рос Владимир, склоняясь то к христианской истине, то вслед за отцом совершая языческие обряды на кумирнях. Увы, язычество в сердце юного Владимира взяло верх.
Князь Владимир выстоял в жестокой борьбе за власть после смерти отца, князя Святослава. Старший брат Ярополк, правивший в Киеве, расправился с братом Олегом. Владимир, скрываясь от злой воли брата, ушёл к варягам и вернулся спустя три года с дружиной. В сражении за Киев Ярополк пал от варяжского меча, и тогда Владимир воцарился на Киевском престоле. Он много воевал, без жалости и сомнений приносил жертвы языческим идолам. Кровь лилась рекой, в том числе кровь людская.
Но однажды князь Владимир дрогнул. В тот день князь, жрецы и народ киевский собрались на жертвенном холме, чтобы вознести славу богам за очередную победу.
Крики из толпы:
Слава тебе, князь Владимир! Слава Перуну! Жрец, скажи, какова будет жертва?!
Жрец:
Тише! Слушайте жители Киева! Велика нынешняя победа, велика будет и жертва! Мы, жрецы, бросим жребий на отроков и девиц, на кого падёт, того и принесём в жертву богам. Согласен ли ты князь?
Князь Владимир:
Согласен! Как боги решат, так и будет.
Жрец:
Жребий решил… Жребий выбрал…
Крик из толпы:
Жрец, да не тяни ты, говори!
Жрец:
Жребий выбрал юного Иоанна, сына варяга Фёдора!
Князь Владимир:
Нет!
Жрец:
Не спорь, великий княже, с волей богов! Иначе не будет тебе победы.
Князь Владимир:
С волей богов говоришь, старый колдун?! А не твоя ли тут воля, что ты на друга моего Фёдора замахнулся? Его вера христианская тебе покоя не даёт, не так ли?
Жрец:
Забываешься, князь! Негоже тебе покрывать христиан. От них один раздор и сомнения…
Федор:
Как же так, княже! Я же за тебя жизнь готов отдать, а ты жизнь сына моего забираешь?! Не отдам! Слышишь?! Пока меч держу в руках, не отдам сына бесам деревянным!
Жрец:
Да как ты смеешь, Фёдор, воле богов перечить!
Федор:
Да не боги это, а просто дерево — нынче есть, а завтра сгниёт! Не едят они, не пьют, не говорят и сделаны людскими руками из дерева. Бог же истинный один! Он и мир это создал, и небо, и землю…
Жрец:
Замолчи! Не смей проповедовать! Заткните его!
Жрец:
Вот и свершилась жертва!
Варяг Фёдор и его сын Иоанн в тот день погибли - были растерзаны толпой. Князь Владимир не смог остановить расправу. Но тяжёлые сомнения поселились в душе князя. Вспомнил он христианские наставления бабки, княгини Ольги. Языческая необузданность страстей стала уступать место душевной глубине, мудрости, сердечной доброте.
В 983 году погибли христианские мученики Фёдор и Иоанн, а через пять лет князь Владимир принял крещение, избрав имя Василий. Он вышел из крестильной купели со словами: «Теперь я познал истинного Бога!». Как говорят летописи, прозрел после постигшей его слепоты. Со всей присущей ему страстью князь Владимир крушил ненавистные ему кумирни и сбрасывал идолов в Днепр. Здесь же в водах Днепра он крестил и всех жителей Киева – от стариков до грудных младенцев. Крестил князь Владимир и двенадцать своих сыновей в источнике, получившем с тех пор название Крещатик.
По воле князя Владимира, Христова вера быстро пошла по Руси – крестились Новгород, Псков, Ростов, Суздаль. Всюду, на местах языческих капищ, на высоких холмах и в излучинах рек, строились новые церкви. А русская земля стала называться Святая Русь.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.