У подножья горы Синай в Египте, сливаясь цветом стен с опаленной пустыней вокруг, стоит один из древнейших христианских монастырей в мире. Он расположен недалеко от места, где, согласно Библии, Моисей услышал голос Бога от объятого пламенем тернового куста. Именно с этим монастырем связано имя преподобного Иоанна Лествичника. Почти полторы тысячи лет отделяют годы жизни преподобного от наших дней, но его наследие не теряет своей ценности.
Шестнадцатилетний Иоанн пришёл в Синайскую обитель в годы ее расцвета, на рубеже шестого-седьмого веков нашей эры. Под руководством отца Мартирия отрок быстро преуспел в послушании, труде и молитве. По смерти наставника Иоанн на долгие годы удалился из монастыря в пустынное место и предался покаянию. Вскоре о праведном отшельнике заговорили окрест.
1-й паломник:
Давно я мечтал увидеть этот монастырь, но и представить себе не мог, какая тут благодать. Знаешь, иногда мне самому приходит на ум стать монахом.
2-й паломник:
Жизнь монаха тяжелей, чем кажется со стороны. Непрестанный пост, молитвы, соблазны… Печальная участь.
1-й паломник:
Между прочим, я слышал, что здесь неподалеку подвизается один пустынник. И он не выглядит печальным. Те, кто его видел, вспоминают ясный взор и мудрые слова.
2-й паломник:
Я знаю, о ком ты говоришь. Этот человек целыми днями плачет о своих грехах. Думаешь, ты бы вынес такое – каждый миг сознавать свое недостоинство и скорбеть о нем?
Человек умный и чуткий, Иоанн умел отличать истинную добродетель от самолюбования. Так, чтобы не возгордиться своими монашескими подвигами, он запрещал себе поститься и бодрствовать сверх меры. Многие монахи искали спасения в безмолвии. Иоанн же никогда не отказывал тем, кто приходил к его келье, во внимании и совете. Впрочем, когда за это некоторые обвинили отшельника в тщеславии, тот наложил на себя обет полного молчания. Вскоре обвинители сами пришли с просьбой не лишать их духовного наставления.
Праведность пустынника со временем явила себя в чудесах. Так, однажды его ученик Моисей прилег отдохнуть в тени большого камня. В это время Иоанну в его келье явился Ангел, сказавший с укором: «Почему отдыхаешь здесь, а Моисей в опасности?». Вскочив на ноги, старец принялся молиться. По возвращении ученик рассказал, что во сне вдруг услышал зов Иоанна и, проснувшись, побежал к келье. В ту же секунду камень, под которым он только что лежал, рухнул.
В возрасте семидесяти пяти лет отшельник был принужден вернуться в Синайский монастырь. Братия желала видеть праведного старца своим игуменом. Как ни тяжко ему было расставаться с уединением, он принял это бремя как новое послушание. Спустя некоторое время игумен другого монастыря, наслышанный о подвигах Иоанна, попросил его написать для иноков небольшое наставление.
Игумен:
От лица всей братии прошу тебя, Иоанн. Дай нам истинное руководство, по которому желающий мог бы, как по ступеням, подняться до Небесных врат. Узка тропа спасения, но ты нашёл её. Позволь же и другим пройти за тобою.
(Ответный вздох Иоанна)
Молчишь… Знаю, ты более всех пороков избегал тщеславия, но к чему взамен становиться черствым? Неужели, уклоняясь от славы, откажешься помочь блуждающим во тьме?
Так появилась знаменитая «Лествица». Иоанн описал тридцать ступеней, ведущих в Божий град, равночисленных совершеннолетию Христа. Сорокалетний опыт покаяния придал внутреннему взору старца необыкновенную ясность. Его книга в равной степени обращена к монахам и мирянам. Не поучение или проповедь, а честное и непредвзятое зеркало положил он перед читателем. На протяжении веков другие святые не раз называли «Лествицу» лучшей «книгой для спасительного руководства».
Еще при жизни старца многие считали, что он достиг верха возможной для человека мудрости и духом уже побывал в Граде Небесном. Его послание к людям воплотилось в призыве, прозвучавшем в одной из глав «Лествицы»: «Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема