В первые века после вознесения Спасителя на всей обширной территории Римской Империи христианство было недозволенной религией. У первых христианских общин не было ни официального статуса, ни мирского покоя. Последователи Иисуса Христа подвергались гонениям, пыткам и кровавым расправам. Публичные казни в Древнем Риме были развлечением для толпы и демонстрацией силы властителей. И христиане принимали свою участь. Мужчины, женщины и дети сполна испивали чашу страданий, но от Христа не отрекались.
Рим. Второй век от рождества Христова...
... Военный поход римских легионов во главе с императором Траяном пролегал через Антиохию. Епископом здесь был Игнатий Богоносец, ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Дошло до Траяна, что антиохский пастырь открыто исповедует Христа, учит презирать земные богатства, разносит призыв к добродетельной жизни по евангельским заповедям и хранит девство. Призвал его Траян, повелел славить римских Богов и принести им жертвы: и грозил, и уговаривал. Но не поколебался святой Игнатий перед свирепым властителем, отказался склоняться перед идолами и стойко принял указ императора: отвезти непокорного епископа в Рим и отдать на съедение зверям. Посадили Игнатия на корабль, и он отправился к последнему своему земному пределу.
Римлянин-христианин 1:
— Слышал ли ты, брат мой, кто прибыл в город?
Римлянин-христианин 2:
— Одно только имя донеслось до меня с улиц. Игнатий Богоносец...
Римлянин-христианин 1:
— Люди говорят, что Богоносец он, потому что сам Господь Бог наш Иисус Христос брал его на руки, когда Игнатий был еще младенцем. На него указал Спаситель, когда говорил: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Сам же Игнатий говорит, потому он Богоносец, что носит Дух Божий у себя в сердце. Это ведь он написал те мудрые пресветлые послания, что доходят из Смирны, Эфеса, Магнезии.
Римлянин-христианин 2
— Читал я их, брат... Да только не проповедь привела его в Рим.… Но возможно ль, чтоб столь благочестивого отца сделали жертвой кровавого зрелища! Не допустит того община, замолвит слово, отговорит тирана!
Римлянин-христианин 1:
— Не тираны вершат судьбы праведных... Не дозволил Игнатий за себя вступиться. С горением сердца на казнь идет, сам хочет пострадать за Бога нашего. Всецело объят любовью к Господу и потому не устрашился палачей. И смерть его для всего мира во веки веков станет деянием во славу Божию.
В день языческого праздника Игнатия вывели на арену переполненного амфитеатра. Идя на казнь, он непрестанно повторял имя Иисуса Христа, в последних своих словах славил Бога. Львы бросились на Игнатия, растерзали его плоть, но сердце до последнего мгновения верное Иисусу Христу, звери не тронули.
Мужественное великодушие Игнатия, светлая радость, с которой он шел на смерть за своего Бога, поразили императора Траяна.
Он иначе посмотрел на христианскую общину. Осознал, что люди проповедующие смирение, чтущие единого Бога — не представляют опасности. Траян прекратил гонения и позволил последователям Иисуса жить и верить в покое…. Останки Игнатия Богоносца были отправлены на его родную землю, в Антиохию. В настоящее время мощи находятся в Риме, в храме святого священномученика Климента папы Римского.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.