В середине 15 века Русь переживала один из мрачных и решающих моментов своей истории. Народ страдал от засухи и чумы, но ещё больше от княжеских междоусобиц и произвола ханов Золотой Орды. Стране предстояло сбросить монголо-татарское иго и объединиться, либо вскоре погибнуть от рук завоевателей и внутренних беспорядков.
А в деревеньке под Новгородом, далёкий от бурь своего времени, подрастал тихий, задумчивый мальчик Зосима. С детства он чувствовал призвание к монашеской жизни и, повзрослев, ушёл из дома, чтобы поселиться в пустынном месте. Вскоре юноша познакомился с иноком Германом. Он рассказал ему о безлюдном Соловецком острове посреди холодного моря… Этот разговор положил начало удивительной истории...
Герман:
Вокруг на два дня пути лишь глубокие воды, а сам остров покрыт лесами и озёрами. Много лет мы жили на нём вдвоём с иноком Савватием, Царствие ему Небесное. Нигде мне не было так покойно и хорошо, как там, Зосима.
Зосима:
Но теперь ты остался один, отче? Ты возвращаешься к людям?
Герман:
Один? Нет, Бог не оставит меня. На том острове я каждый миг ощущал Его возле себя. Днём и ночью, в голод и стужу на душе моей было светло от Его присутствия. Какое из сокровищ мира сравнится с этой радостью?
Зосима:
Как чудно ты рассказываешь …
Восхищённый Зосима упросил старца взять его с собой на Соловки. Суровая здешняя природа таила много опасностей. Пустынники проводили всё время в тяжёлых трудах и молитве. Однажды накануне зимы Герман, отправившись в лодке на приморский берег, не смог вернуться по причине непогоды. Мечта Зосимы о монашеском уединении сбылась даже слишком полно: на долгие месяцы он остался один среди заледеневшего моря. Никому не известно, что ему пришлось претерпеть в ту зиму. Вернувшемуся по весне Герману Зосима рассказал о чудесном явлении двух незнакомцев. Они оставили запас пищи и исчезли со словами: «Если Господь повелит, придём к тебе».
Вскоре разделить с подвижниками уединение пожелал карельский рыбак Марк, а затем и многие прибрежные жители. Построив на острове кельи и деревянную церковь, они положили начало Соловецкой обители. Первоначально монастырю был назначен игумен из Новгорода, но он, а затем и два его преемника, покинули обитель, не вынеся трудной жизни. Тогда братия на общем совете положили отправить письмо в Новгород с просьбой назначить игуменом Зосиму. Нелёгким был разговор монаха с архиепископом Ионой:
Иона:
Не перечь, Зосимушка. Все братия тебя с любовью просят быть над ними начальником и отцом. Ведь ты видишь, пришлому человеку эта ноша не под силу.
Зосима:
Как же так, Владыко? Ведь я уединения искал, хотел посвятить все помыслы Богу, трудом и молитвой служить Ему. А ты меня искушаешь властью и земными заботами. Разве для этого я бежал на уединенный остров?
Иона:
Если сбережёшь Божью паству, гораздо более Ему послужишь. В скиту ты свою душу спасаешь, а монастырь – это светильник для многих тёмных душ.
Зосима:
Кто я, чтобы пасти это стадо? С малых лет я был робок и не гожусь в начальники.
Иона:
Не нам решать, для чего мы годимся. Сказано: «Чего ни попросите в молитве с верою, получите». Доселе ты дерзновением доказывал свою веру, не отступись же от нового испытания.
Лишь после долгих уговоров смиренный монах принял предложение и возглавил монастырь, который в этот ожесточённый век нуждался в защите и покровительстве. Многие приморские жители и работники знатных новгородских господ притесняли монахов, считая Соловки своей собственностью. Разорения обители не допустил именно Зосима. Он не побоялся обратиться за помощью к новгородским боярам и, пройдя через множество унижений и насмешек, добился у них поддержки. Монастырь под руководством Зосимы ширился и процветал, вопреки всем тяготам. Ещё при жизни игумена он обрёл славу святого, чудотворного места, в которое люди съезжались за советом и исцелением. В немыслимых условиях вера и дерзновение преподобного Зосимы дали плоды, которые служат к красоте и славе России по сей день.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.