Крепостной актёр Михаил Щепкин в 1810 году играл на сцене Курского городского театра по разрешению своего барина графа Волькенштейна. А лето, межсезонье, он проводил в графском имении в Курской губернии и исполнял обязанности слуги. В один из летних дней по поручению барина он отправился делать зарисовки с церкви в соседнем имении князей Салаговых. Ему мешали любопытствующие зеваки, и актёр решил перейти на другое место. Но тут его взгляд упал на молодую девушку восточной внешности. Это была Елена Дмитриева, сирота-турчанка, которую подобрали русские солдаты при осаде Анапы, а потом приютила княжеская семья. Щепкин посмотрел на девушку с таким нескрываемым восхищением, что та, засмущавшись, поспешила удалиться.
С тех пор молодой актёр жил мыслью о Елене и искал повода, чтобы встретиться с ней. Повод нашёлся очень скоро, и Михаил наконец-то смог познакомиться и поговорить с Еленой. Они быстро нашли общий язык. Щепкин увлекательно рассказывал девушке о театре. Её увлёк этот незнакомый и красочный мир. Елена восхищалась умом молодого человека, его талантом и смелостью: до неё дошла история о том, как Михаил спас двух тонувших в реке крестьян.
Зимой княгиня Салагова вызвала Елену в Петербург, и девушка по дороге на неделю остановилась в Курске, у сестры Михаила — Александры, которая тоже была крепостной графа Волькенштейна. Влюблённые виделись теперь каждый день, а когда Михаил был на сцене, Елена обязательно присутствовала в зале. «Он играл словно за четверых, и сам спектакль мне нравился потому, что на сцене был он», — вспоминала Елена.
И вновь им пришлось расстаться — на этот раз почти на год. Михаил писал Елене письма, сокрушаясь о том, что если девушка выйдет за него замуж, то по закону лишится свободы и станет крепостной графа Волькенштейна. Елена утешала его, говоря, что без него ей и свобода не в радость. Однажды она призналась княгине Салаговой, что любит крепостного и хочет связать с ним судьбу. Княгиня принялась её отговаривать, но девушка настояла на своём: «Я всё буду выносить с терпением, ибо я его люблю и жить без него не могу. Всё равно я не переживу, если за него не выйду». Княгине ничего не оставалось, как выдать Елене разрешение на замужество. Молодые люди обвенчались в июле 1812 года. Елена ради любимого отказалась от свободы. Впрочем, спустя несколько лет Михаил Сергеевич добился «вольной» и для себя, и для своей семьи.
Совместная жизнь Щепкиных была полна и горечи, и счастья. Они пережили трёх из пятерых своих детей. Собственный дом в Москве, который Щепкин купил в рассрочку, спустя несколько лет пришлось продать, потому что выплатить полную стоимость так и не удалось. С деньгами в семье Щепкиных всегда было не очень хорошо. Но Михаил Семёнович в любой тяжёлой ситуации повторял: «Будем трудиться, а дальше — как Бог даст». Каждый день супруги молились о том, чтобы в их семье царила любовь.
Огромного сердца супругов Щепкиных хватало не только на родных и друзей, но и на обездоленных — сирот или стариков, особенно ветеранов сцены. Щепкин часто приходил к жене расстроенный и говорил: «Встретил одного беднягу, ему жить негде. Не взять ли нам его к себе? «Ну что ж, возьмем, — отвечала Елена Дмитриевна, — потеснимся». О доме Щепкиных говорили, что в нём нет гостей, потому что ко всем приходящим в него относятся как к родным.
Елена Дмитриевна или Алёша — как нежно называл свою супругу Михаил Сергеевич — умерла в 1859 году. Они прожили вместе сорок семь лет. Щепкин доживал свой век в ожидании новой встречи с самым преданным своим зрителем и главным союзником в добрых делах.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение