Крепостной актёр Михаил Щепкин в 1810 году играл на сцене Курского городского театра по разрешению своего барина графа Волькенштейна. А лето, межсезонье, он проводил в графском имении в Курской губернии и исполнял обязанности слуги. В один из летних дней по поручению барина он отправился делать зарисовки с церкви в соседнем имении князей Салаговых. Ему мешали любопытствующие зеваки, и актёр решил перейти на другое место. Но тут его взгляд упал на молодую девушку восточной внешности. Это была Елена Дмитриева, сирота-турчанка, которую подобрали русские солдаты при осаде Анапы, а потом приютила княжеская семья. Щепкин посмотрел на девушку с таким нескрываемым восхищением, что та, засмущавшись, поспешила удалиться.
С тех пор молодой актёр жил мыслью о Елене и искал повода, чтобы встретиться с ней. Повод нашёлся очень скоро, и Михаил наконец-то смог познакомиться и поговорить с Еленой. Они быстро нашли общий язык. Щепкин увлекательно рассказывал девушке о театре. Её увлёк этот незнакомый и красочный мир. Елена восхищалась умом молодого человека, его талантом и смелостью: до неё дошла история о том, как Михаил спас двух тонувших в реке крестьян.
Зимой княгиня Салагова вызвала Елену в Петербург, и девушка по дороге на неделю остановилась в Курске, у сестры Михаила — Александры, которая тоже была крепостной графа Волькенштейна. Влюблённые виделись теперь каждый день, а когда Михаил был на сцене, Елена обязательно присутствовала в зале. «Он играл словно за четверых, и сам спектакль мне нравился потому, что на сцене был он», — вспоминала Елена.
И вновь им пришлось расстаться — на этот раз почти на год. Михаил писал Елене письма, сокрушаясь о том, что если девушка выйдет за него замуж, то по закону лишится свободы и станет крепостной графа Волькенштейна. Елена утешала его, говоря, что без него ей и свобода не в радость. Однажды она призналась княгине Салаговой, что любит крепостного и хочет связать с ним судьбу. Княгиня принялась её отговаривать, но девушка настояла на своём: «Я всё буду выносить с терпением, ибо я его люблю и жить без него не могу. Всё равно я не переживу, если за него не выйду». Княгине ничего не оставалось, как выдать Елене разрешение на замужество. Молодые люди обвенчались в июле 1812 года. Елена ради любимого отказалась от свободы. Впрочем, спустя несколько лет Михаил Сергеевич добился «вольной» и для себя, и для своей семьи.
Совместная жизнь Щепкиных была полна и горечи, и счастья. Они пережили трёх из пятерых своих детей. Собственный дом в Москве, который Щепкин купил в рассрочку, спустя несколько лет пришлось продать, потому что выплатить полную стоимость так и не удалось. С деньгами в семье Щепкиных всегда было не очень хорошо. Но Михаил Семёнович в любой тяжёлой ситуации повторял: «Будем трудиться, а дальше — как Бог даст». Каждый день супруги молились о том, чтобы в их семье царила любовь.
Огромного сердца супругов Щепкиных хватало не только на родных и друзей, но и на обездоленных — сирот или стариков, особенно ветеранов сцены. Щепкин часто приходил к жене расстроенный и говорил: «Встретил одного беднягу, ему жить негде. Не взять ли нам его к себе? «Ну что ж, возьмем, — отвечала Елена Дмитриевна, — потеснимся». О доме Щепкиных говорили, что в нём нет гостей, потому что ко всем приходящим в него относятся как к родным.
Елена Дмитриевна или Алёша — как нежно называл свою супругу Михаил Сергеевич — умерла в 1859 году. Они прожили вместе сорок семь лет. Щепкин доживал свой век в ожидании новой встречи с самым преданным своим зрителем и главным союзником в добрых делах.
14 сентября. О Радио ВЕРА

Сегодня 14 сентября. День рождения Радио ВЕРА.
О Радио ВЕРА — игумен Лука (Степанов).
Появление Радио ВЕРА — исполнение слов Господних: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всех языках». Очевидно, что именно возможность быть доступным на кухне, в транспорте, ушам и сердцам человеческим для Слова Божьего — это великое событие последних десятилетий.
Сколько чудесных минут молитвенных, сколько размышлений полезных, сколько воздыханий покаянных пробуждает это радио в наших соотечественниках, которые среди радиоволн многообразных и, как правило, развлекающих, натыкаются на те волны, источником которых является сам Создатель мира и Спаситель наш.
Так что Радио ВЕРА, 11 лет назад зазвучавшее в нашем эфире, — это приближение Слова Божьего к сердцам соотечественников, а значит, приумножение и спасающихся.
Потому наши с вами, дорогие радиослушатели, молитвы должны быть непрестанны о тех, кто делает это радио, кто делает возможным нам и среди путей нашей жизни назидаться и укрепляться в православной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Вступая в церковное новолетие, мы можем обратить пристальное внимание на то, как устроен вообще церковный календарь. Каждый день церковного календаря посвящён тому или иному святому или нескольким святым. И в обиходе православного христианина, наряду с совершением келейного правила, утреннего и вечернего, может быть ознакомление с житиями тех или иных святых, которые празднуются в этот день.
Также за богослужением ежедневно прочитываются отрывки из Священного Писания, как из Евангелия, так и из апостольских посланий. Эти отрывки также можно читать дома.
Имея перед своим мысленным и физическим взором православный церковный календарь, мы можем более грамотно и более полно выстраивать свою внутреннюю, келейную, домашнюю, молитвенную жизни. И церковный календарь имеет огромное значение в выстроении внутренней духовной жизни православного христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Юлия Николаевна Вознесенская, в девичестве Тараповская, стала одним из самых ярких православных прозаиков нашего времени. Её книги никого не оставляли равнодушными — их любили и критиковали. Однако сегодня уже очевидно, что произведения Юлии Вознесенской заставили задуматься о жизни и прийти к вере многих людей.
Писательница родилась в Ленинграде, училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино и была активной участницей ленинградской неформальной культуры. В 1973 году приняла крещение. После ссылки и лагерей за антисоветскую пропаганду в 1980 году Вознесенская эмигрировала вместе с двумя сыновьями в Германию.
В 90-х годах жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции. Там, по благословению игуменьи Афанасии, написала повесть-притчу «Мои посмертные приключения», ставшую одной из самых популярных книг писательницы. Кроме этого произведения, Вознесенская опубликовала романы «Путь Кассандры», «Утоли мои печали», «Паломничество Ланселота».
Поздние произведения Вознесенской часто называют христианским или православным фэнтези, в которых захватывающий сюжетный вымысел наполнен глубоким духовным нравоучением. В последние годы жизни Юлия Николаевна была активным волонтёром-публицистом нескольких антикризисных сайтов, утешавших людей в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Её публикации помогли множеству людей вновь обрести веру и опору в жизни.
Юлия Николаевна Вознесенская отошла ко Господу 20 февраля 2015 года.
Все выпуски программы Актуальная тема