Когда я с семьей путешествовала по Золотому кольцу, особенно полюбился нам прекрасный город Мышкин на Волге. Больше всего пришелся по душе историко-культурный музей «Православный Мышкин»: его основатель настолько интересно рассказывал об истории Мышкина , что даже мой муж и непоседливый старший сын внимательно слушали рассказчика.
Я смотрела на уникальные экспонаты, любовно сохраненные в музее, в том числе рукописные билеты на семейные спектакли, разглядывала оловянных солдатиков, облачение священника, и думала: как же они умудрились это все сохранить? Как это не сгорело, не сгинуло во время революции и гражданской войны? Как не погибло во время сталинских чисток, когда за одно упоминание в родственниках «нежелательного элемента» — такого как православный священник — можно было попасть в тюрьму. И как же жаль, что так мало сохранилось в наших домах и семьях вещественной памяти о наших родных!
Мне вряд ли удастся нарисовать очень большое генеалогическое древо своей семьи: слишком мало знаю о своих предках. Я не знала моего деда по папиной линии Семена: после того, как он пережил блокаду Ленинграда, здоровье его было основательно подорвано и дедушка умер, еще до моего рождения. Папа рассказывал, что его отец в юности, еще до революции, работал управляющим в поместье у своего дяди — очень богатого купца. И всю жизнь стыдился этого: скрывал такого неподходящего родственника.
Зато я хорошо помню своего деда по материнской линии, Михаила. Это был неразговорчивый и неласковый человек, который очень редко и мало с нами общался.
Мне очень нужно понять и осознать, какими были мои предки, что именно с ними произошло. Хочется верить, что среди них были добрые, благочестивые, честные и достойные люди.
Некоторые удивляются: зачем тебе это? Какое тебе дело до «давно минувших дней»? А я удивляюсь таким вопросам. Я уверена: знать историю своих предков, своей семьи — не менее важно, чем хорошо знать особенности собственной личности. Если ты не знаешь формы и узлов своих корней, не поймёшь, откуда и куда растёт твое генеалогическое дерево.
Но особенно важно, чтобы историю моих предков знали мои дети. Как говорил Александр Сергеевич Пушкин, цитата: «...Ни за что на свете я бы не хотел переменить Отечество и иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой Бог нам ее дал». Если мои потомки скажут что-то подобное, свою миссию буду считать выполненной.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с педагогами общеобразовательных организаций;
— Нравственная основа образования;
— Как представление о счастье определяет личность;
— Религиозные основы нравственности;
— Опасности взаимодействия с искусственным интеллектом;
— «Инаковость» Церкви по сравнению с миром;
— Фестиваль «Звезда Рождества», традиции празднования Рождества Христова;
— Вера как добродетель воли.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема












