Христианство говорит об одной универсальной, обязательной для всех, системе моральных ценностей. Не мы установили моральный закон, и не в нашей воле его изменить. Это часто вызывает протест — что за тоталитарные притязания? Разве не каждый для себя имеет право решать, что хорошо и что плохо? Кто вы (или я) такие, чтобы говорить другим о том, что правильно, а что — нет?
Такой взгляд называется «моральный релятивизм» — истины в моральных вопросах не существует, каждая культура (или даже каждый отдельный человек) вольны придерживаться своих собственных ценностей. Проблема этого воззрения не в том, что оно противоречит Библии — а в том, что оно противоречит как самому себе, так и всеобщему человеческому опыту.
Когда вы говорите «неправильно навязывать людям универсальную систему ценностей» вы уже делаете универсальное, ко всем людям относящееся утверждение о правильном и неправильном, то есть опровергаете собственное заявление. Кто вы такой, чтобы указывать всем людям, что правильно? Почти все культуры в мире полагают, что нравственные ценности — это не то, что люди себе выдумывают; это что-то объективное, чему люди обязаны следовать. Когда вы говорите «правильно быть моральным релятивистом и неправильно — абсолютистом» (то есть человеком, верующим во всеобщий моральный закон), вы уже провозглашаете на весь мир определенные требования к поведению людей, заявляете о том, что большинство людей в этом мире неправы — и всегда были неправы.
Более того, когда вы хвалите или порицаете других людей, вы также неизбежно апеллируете к общему для всех моральному Закону. Релятивист, который порицает, скажем, испанских конкистадоров, противоречит себе — кто он такой, чтобы отказывать конкистадорам в праве быть жестокими и нетерпимыми? Такова их конкистадорская культура, и кто мы такие, чтобы им указывать? Когда релятивист порицает инквизиторов за нетерпимость, а Вольтера, напротив, хвалит за проповедь терпимости, он обращается к каким-то стандартам добра и зла, которые он считает обязательными для всех людей. Люди достойны похвалы, если им следуют, и порицания, если их нарушают. Это ровно то же самое провозглашение универсального, обязательного для всех Закона, что и в традиционной, в частности, христианской этике — только релятивист не может объяснить, откуда этот закон берется и на чем основан. Выражать какие-либо нравственные упреки другим людям, считать какие-то требования «справедливыми» — значит, неизбежно, обращаться к системе ценностей, которую вы считаете обязательной для всех. Поэтому вера в универсальный моральный закон — это часть нашей человеческой природы. Мы знаем это и до библейского Откровения — Откровение просто знакомит нас с Автором Закона.
«Улыбка»
Утренний час пик. Толпа в вестибюле метро подхватывает меня, как бурный поток лёгкую щепку. В такие моменты я начинаю злиться на весь мир. Вот, девочка впереди меня идёт с большим рюкзаком. Мешает ведь людям — и так тесно! Стучу ей по спине и собираюсь отругать, но она оборачивается и вдруг... улыбается мне! Эта улыбка, такая неожиданная, будто зажигает во мне какой-то внутренний огонёк — тёплый и светлый. Больше не хочется злиться и ворчать. Я даже замираю на мгновение, забыв о толпе и суете будничного московского утра. Слышу чей-то недовольный голос за спиной, оборачиваюсь и — улыбаюсь. Мне вдруг стало радостно и легко, и хочется делиться этим настроением со всеми.
Все выпуски программы Утро в прозе
27 января. Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла
Сегодня 27 января. В этот день в 2009 году Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран Поместным собором шестнадцатым Патриархом Московским и Всея Руси.
Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла — протоиерей Артемий Владимиров.
С тех пор пронеслось много лет. Мы видим, какое грозовое время принес нам XXI век и призваны вместе со Святейшим Патриархом денно-нощно проливать наши горячие молитвы пред престолом Вседержителя о единстве русской церкви, возведенной сегодня не на Голгофу, подобную гонениям от большевиков в XX веке, но раздираемую стервятниками, теми тёмными политическими силами, которые хотели бы выклевать у России самое сердце, православие, введя в состояние смуты русскую церковь, сегодня обретшую статус церкви-исповедницы. Речь идёт и об открытых гонениях на православие на Украине, и о гонениях уже не скрытых, но явных — на наши приходы в Европе, в Прибалтике. И мы можем представить себе, какую ношу несёт на своих плечах Святейший Патриарх, молитвы которого столь значимы для нас немощных и грешных, и единство с которым для всех членов русской церкви значимо важно. Да укрепит Господь Святейшего Патриарха Кирилла, и его крестная ноша и стяжкой да будет облегчена!
Все выпуски программы Актуальная тема
27 января. О богослужении дня
Сегодня 27 января. Отдание праздника Богоявления.
О богослужении дня — священник Валерий Голод.
Самые главные праздники нашей Церкви длятся не один день. Попразднство Богоявления продолжается 8 дней, а Отдание — это последний день, когда праздник отдается, то есть завершается. Период Попразднства и день Отдания в богослужении сопровождаются не меньшими торжествами, чем и сам день Крещения Господня. Службы включают в себя тексты праздника, и мы снова и снова вспоминаем евангельские события Богоявления, еще раз поем прекрасные, полные глубокого духовного смысла крещенские песнопения. На утренней в день Отдания поется великое славословие. Говоря об Отдании, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает благодать, связанную с тем или иным событием именно в этот, последний день Попразднства.
Человек не всегда может сразу и в полной мере прочувствовать духовный смысл праздника. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время Отдания с нетерпением, ожидая его возвращения.
Все выпуски программы Актуальная тема