
Фото: mehul dave/Unsplash
В декабре тысяча восемьсот шестидесятого года Ольга Хакман медленно шла по обледенелому тротуару города Выборга. Чувствовалось приближение Рождества: во дворах богатых домов устанавливали ёлки и развешивали гирлянды, в витринах магазинов заманчиво блестели затейливые игрушки, наряды и украшения. Горожане спешили приобрести подарки своим друзьям и близким: лавки были полны нарядных, оживлённых покупателей. Девушка направилась в ближайший магазинчик и вдруг остановилась. У витрины стоял бедно одетый мальчик и заворожённо разглядывал целую армию оловянных солдатиков. Ольга не могла пройти мимо: она зашла в игрушечную лавку, купила ему солдатиков. Когда девушка протянула ребёнку пакет с игрушками, мальчик так растерялся, что даже не смог пролепетать "спасибо". А Ольга погладила его по голове и подумала, что её заветное желание - сделать для этого мальчика гораздо больше; чтобы он мог не только сегодня, но и каждый день чувствовать себя по-настоящему счастливым.
Ольга была впечатлительной, тонкой натурой, чувствительной к нужде других людей. Так воспитали её родители: Вильгельм и Алиса Хакманы. Вильгельм Хакман, состоятельный купец, в жизни был очень скромен и прост; никогда не требовал от других того, чего не требовал от самого себя. Огромное внимание уделял он социальному обеспечению сотрудников: организовал классы взаимопомощи нуждающимся, обеспечивал пособиями малоимущих. Фирма "Хакман и Компания" занималась торговлей, владела заводами по переработке леса, имела судоверфь, торговые суда. При заводах и лесопилках фирмы Хакмана открывались народные школы и больницы для рабочих и членов их семей. Предприниматель ввёл страхование рабочих от несчастных случаев за счёт хозяев, содержал пенсионные кассы. Вильгельм оказывал большую поддержку выборгским детским домам, лекционным залам и библиотекам. Благодаря деятельности промышленника было открыто несколько детских садов в пригородах Выборга. А его жена, Алиса, организовала для бедных женщин мастерские по пошиву детского белья и одежды. Алиса Хакман долгие годы была попечительницей выборгского общества сестёр милосердия, созданного их дочерью, Ольгой.
Ольга Хакман с детства точно знала, что хочет служить ближним, но долго колебалась: какой именно путь ей для этого избрать. Какое-то время она работала учительницей в небогатых семьях Выборга. Но затем всё-таки решила посвятить себя служению больным и бедным. Ольга отправилась в немецкий город Дрезден и прошла там обучение в качестве сестры милосердия или диаконИссы. Слово диаконИя в переводе с греческого означает «служение, служба». Древний христианский институт диаконИсс был возрождён в Германии в первой половине девятнадцатого века. Диакониссами становились незамужние и бездетные женщины после особого обряда посвящения. Их обучали основам ведения хозяйства, элементарным медицинским знаниям, а также чтению, письму, счёту - всему, что могло пригодиться для их служения. После окончания учёбы диакониссы приступали к своей работе: в больницах и церковных приходах они самоотверженно помогали всем, нуждавшимся в их уходе.
После посвящения в диакониссы Ольга вернулась в Выборг и организовала здесь общество сестёр милосердия "Дикони", которое существует и сегодня. Выборгские диакониссы немало сделали для больных, пожилых и бедных жителей города.
Кроме этого, Ольга Хакман осуществила свою давнюю мечту: начала сбор средств для организации в Выборге приюта для сирот. К сожалению, она не дожила до его открытия: девушка скончалась в двадцать шесть лет от туберкулёза. В тысяча восемьсот шестьдесят девятом году приют для сирот принял своих первых маленьких насельников. А через четыре года, в память об Ольге, в пригороде Выборга Сауналахти (современный посёлок Северный) купцы Хакманы открыли больницу сестёр милосердия.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема