Летним днем 1116 года, в тереме князя полоцкого случился переполох. Кругом бегали перепуганные слуги, разыскивая старшую дочь князя. Встревоженная княгиня не находила себе места.
Княгиня (плача):
Все обыскали. Куда делось дитятко? Как на зорьке немного покушала, так и ушла со двора. Я думала, книги в храме читает или с подружками на речке тешится, забавляется. Все обыскали, нет её нигде.
Князь:
Не плачь, княгиня. Не горюй раньше времени. Предслава не по годам умна и проворна. Настоящая княжеская кровь! Не могла она в беду попасть. Да и ни один лихой человек в наших краях не посмеет её обидеть, всем известно, чья она дочь! Ты Гордиславу спрашивала, может быть, она знает?
Княгиня:
Как не спросить? Да что она - дитя еще совсем малое! Лепечет что-то, будто подслушала вчера Предслава, что хотим её замуж отдать. Молилась всю ночь. С утра Гордиславу перекрестила, обняла, мне, спящей, поклонилась, да и ушла.
Князь:
Не покорны нынче дети. И что Предслава вздумала?
А в это время родная тетка Предславы, настоятельница женской обители размышляла, что же ей делать с племянницей, желающей стать монахиней. Её смущал и юный возраст будущей инокини, тогда Предславе исполнилось всего 12 лет, и, чего греха таить, побаивалась игуменья гнева своего высокородного брата.
Игумения:
Что делать мне с тобою, чадо? Не миновать мне беды от гнева отца твоего, да и сможешь ли ты понести в твоем возрасте тяготы монашеской жизни? Да и как ты решилась оставить княжение и славу мира сего?
Евфросиния:
Госпожа и мать! Все видимое мира сего и слава вскоре пройдет, как сон. Что будет, если мой отец захочет отдать меня замуж; тогда от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. А древние мученицы пошли вслед за Христом и они памятны на земле, имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А слава земная есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!
Такие разумные речи убедили настоятельницу. Она посоветовалась с полоцким епископом Илией, который имел большое влияние на князя. И дело было решено полюбовно. Княжескую дочку Предславу постригли в монахини с именем Евфросинья. Сначала она жила при Софийском соборе, изучала священные тексты и переписывала книги. Поскольку в те времена книги стоили дорого, все заработанные деньги, она раздавала бедным.
Когда Евфросинья выросла, она стала организовывать школы для людей из простого народа и часто сама в них преподавала. Однажды Преподобной во сне явился ангел и указал ей место, где нужно построить монастырь. Она исполнила повеление ангела, и возник Полоцкий Спасо-Преображенский монастырь. В нем молодых монахинь обучали переписыванию книг, церковному пению, вышиванию и другим ремеслам. Слава о монастыре пошла по всей русской земле. В 1161 году преподобная Евфросиния построила в монастыре каменный храм во имя Христа Спасителя, для которого изготовила удивительный по красоте золотой крест с драгоценными камнями. Но эти драгоценности были лишь обрамлением для тех святых реликвий, которые находились внутри креста: частица Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых мучеников Стефана, Пантелеимона, Димитрия. Преподобная Евфросиния оставила наказ не выносить этот крест из монастыря. К сожалению, он пропал во время Великой Отечественной войны.
Много потрудилась святая Евфросиния для просвещения своего народа и утверждения веры христианской на родной земле. Далеко за пределы небольшого удельного княжества разошлась слава о её благочестии и мудрости. Когда на склоне лет своих пошла она в Иерусалим, князья всех земель встречали её радушно, как сестру. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы обрела вечный покой 23 мая 1173 года. В родной монастырь ее честные мощи вернулись лишь в 1910 году.
Вот уже более восьми сотен лет полоцкую землю освящают золотые кресты Спасо-Евфросиниевского монастыря. Восемь веков со всех концов православного мира приезжают сюда люди, чтобы почтить память святой угодницы Божией преподобной Евфросинии, которая в юности, отказавшись от богатства и славы мирской, своими духовными трудами, молитвой, милосердием и любовью к ближним приобрела славу вечную и богатство на небесах.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема