В одном озере жил огромный и страшный змей, который пожирал людей и опустошал окрестности. По совету жрецов, жители, чтобы умилостивить чудовище, приносили ему в жертву своих детей. Дошла очередь и до царской дочери. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, – вдруг явился красивый юноша на белом коне в воинской одежде и с копьем в руке. Взглянув на змея, он осенил себя крестным знамением и со словами: "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!" - устремился на чудовище и ударил его копьем в пасть. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Но воин удержал их словами: «Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея». После этих слов чудесный всадник убил змея, а жители сожгли чудовище.
Это было чудесное явление святого Георгия Победоносца.
Георгий родился в III веке. Сын знатных родителей, воспитанный в христианской вере, прекрасно образованный, красивый, смелый и благородный, в двадцать лет он получил высокий пост при императорском дворе. Командир личной охраны Гая Аврелия Диоклетиана – императора священной римской империи! Георгий был верен своему государю и достойно нес службу. Но Диоклетиан захотел укрепить в Риме культ античных богов и стал ревностно искоренять по всей империи христианство. Были выпущены указы, которые обязывали всех жителей совершать языческие жертвоприношения. Георгий, для которого заветы Христа была выше воли кесаря, явился к императору и смело выступил перед ним.
303 год. Дворец Диоклетиана.
Георгий:
Великий император! Я стою здесь перед тобой и свидетельствую, что ты преследуешь невинных и творишь зло, совершая гонения на Истину!
Император:
Что это за истина, побудившая тебя к таким дерзким словам?
Георгий:
Эта Истина – есть сам Иисус Христос, гонимый тобой. Я раб Христа, Бога Моего, и я пришел сюда свидетельствовать об Истине.
Император:
Эй, стража! Схватите и бросьте его в темницу! Знай же, что я заставлю тебя раскаяться в своей ереси и поклониться великим богам Олимпа! Твои ноги забьют в колоды, а на грудь положат тяжелый камень!
Георгий:
Никакие страдания не смогут заставить меня отречься от Христа. Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я - терпеть мучения.
Диоклетиан приказал истязать Георгия. Восемь дней продолжались мучения. И каждый день разными жесточайшими способами. Но всякий раз после мучений святой оказывался полностью исцеленным. Господь укреплял и поддерживал своего верного воина.
Император:
Скажи, Георгий, откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься заклинаниями? Я думаю, ты только притворяешься христианином, чтобы удивить всех и явить себя великим волхвом.
Георгий:
Не возводи хулы на Бога. Не называй чародейством и магией чудеса Божьи, совершенные на твоих глазах. Великий император, ты прельщен дьяволом и глубоко погряз в заблуждениях язычества.
Святого Георгия вновь заключили в темницу. Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудесные исцеления и обратившиеся к христианству. Для приходящих мрачная темница стала источником Истины. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть. Среди них была и жена императора царица Александра. Увидев, как Александра на коленях и со слезами молит прощения у святого за страшные грехи мужа-язычника, Диоклетиан повелел сейчас же казнить ее и Георгия.
Придя на место казни, Георгий помолился и с радостью склонил свою голову под меч. Этот день – 23 апреля 305 г. – стал в церкви днем памяти святого.
Благодарные верующие хранят в памяти множество посмертных подвигов святого Георгия. Самый славный из них - победа над змеем.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.