
Фото: Y S/Unsplash
В 1902-ом году возле Алупки, на берегу Чёрного моря, в окружении гор, среди реликтовых деревьев и душистых трав открылась здравница - первый в Европе детский противотуберкулёзный санаторий. Он получил имя своего основателя - русского врача Александра Боброва.
Профессор московского университета, знаменитый хирург приехал в Крым, как он сам думал, умирать от туберкулёза. Но целебный воздух всего через год поставил Боброва на ноги. Профессор купил участок земли, построил дом и основал «Общество санатория для детей в Алупке». «Санаторий имеет целью дать возможность неимущим и малоимущим родителям за малую плату и даже бесплатно лечить своих детей, поражённых туберкулёзом. Сделать слабого, хворого человека здоровым гражданином своего Отечества - что может быть благороднее!» - писал Бобров.
Когда Александр Алексеевич только приступал к воплощению в жизнь своего замысла, никакой материальной базы у него не было. И доктор объявил благотворительный сбор, распространив обращение к соотечественникам: «В России тысячи больных детей, нуждающихся в южном солнце и хорошем уходе. Необходимы средства для создания детской здравницы, чтобы спасти многих и многих детей от верной безвременной смерти. Отзовитесь все, у кого доброе сердце и лишний рубль».
Вначале пожертвования поступали лишь от самого Боброва, его близких, друзей и коллег. Но слухи о создании столь нужного в России лечебного учреждения, быстро распространились по стране. Александр Бобров был к тому времени весьма авторитетным врачом. Одно его имя служило залогом того, что любое начинание доктора увенчается успехом. Так что здравницу, благодаря Александру Алексеевичу, строили всем миром.
Благотворительные взносы стали поступать от именитых медиков. Два графа – Воронцов и Милютин передали Боброву под будущий санаторий 10 гектаров земли. Она сдавалась доктору в аренду на 99 лет за 90 копеек в год. Графы к тому же организовали благотворительные концерты, на которых выступали самые знаменитые русские артисты. Все сборы до последней копейки шли в пользу санатория. Солидную сумму под строительство выделил меценат Савва Мамонтов. Свои гонорары за книги присылали известные писатели – Толстой, Горький, Мережковский. Архитекторы Краснов и Шаповалов бесплатно спроектировали корпуса. Пришли деньги и от императора Николая Второго. Вообще, каждый член царской семьи взял на себя обязательство оплачивать лечение двух маленьких пациентов санатория. Бобров добился опеки над здравницей «Императорского человеколюбого общества», которое возглавляла Великая княгиня Ксения Александровна. На его средства в санатории возвели домовую церковь.
Первыми пациентами клиники стали 16 ребят с наиболее тяжёлой формой туберкулёза – спинальной. Бобров все свои силы и талант медика вложил в выздоровление больных малышей. У доктора не было детей, и Александр Алексеевич с супругой сутками не покидали санаторий, ухаживая за подопечными. По сути, клиника стала их домом, ведь свой личный дом Бобров подарил Алупке – в нём сразу открыли детский сад.
Увы, долго руководить здравницей Александру Алексеевичу не пришлось. Через два года он скончался. Вся Алупка пришла проводить любимого доктора в последний путь. На могиле один из друзей Боброва прочёл стихи:
Там к могиле твоей, вместе с пеньем волны
Долетит нежный лепет страдальцев-детей,
Тех, что ты приютил, тех, которых согрел
Ты и солнца лучами и лаской своей.
Замечательного доктора-подвижника Александра Боброва не стало в далёком 1904-ом году, но созданный им санаторий в народе и тогда и по сей день ласково называют «Бобровкой».
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов