Второй век нашей эры. В языческом Риме идут массовые казни христиан. Толпы горожан ходят смотреть на них так же, как ходят смотреть бои гладиаторов. В те жестокие времена это было одним из привычных развлечений толпы. Но в этот день даже самые жестокосердные люди были потрясены. В Риме казнили трех девочек. При этом рядом стояла их мать, которая ни словом, ни жестом не молила о пощаде. Многим казалось, что у нее нет сердца.
Торговка:
Ах! О, боги!
Язычница:
Ну что ей стоило отречься от этой своей веры?!! Это же дети, дети!
Торговка:
Она ужасная мать! Они все, эти христиане, звери, звери, а не люди!
Люди и тогда не понимали поведения матери, многие не понимают и сейчас. Когда мучают твое дитя, всякая мать отречется от любой веры, идеологии, принадлежности к конфессии - так считают многие. Но София опровергла это. Она любила своих дочерей, ей было невероятно тяжело, но она выдержала это испытание. Что же ею двигало, что ее держало? Какая же сила веры должна быть, чтобы выдержать такое?!
Богатая женщина, патрицианка, она назвала своих дочерей-погодок именами христианских добродетелей веры, надежды и любви. Ее вера удивляла и пугала ее родных и близких, ведь христианство было запрещено! Ну пусть бы она продолжала при этом чтить других римских богов, но нет, никто не видел ее в языческих храмах.
А мудрая София понимала, что христианский Бог вовсе не один из многих богов римского пантеона, это единственный подлинный Бог, Творец всего сущего на земле. Она верила в то, что душа не умирает со смертью, а значит, надо заботиться о том, куда душа попадет после смерти. А потому она была тверда в своей вере и так же воспитывала и своих дочерей.
Они не проповедовали свою веру, не навязывали ее никому, они просто жили в соответствии с ней. Но тучи сгущались и над ними. Слух о том, что София исповедует «неправильную», запрещенную религию, и более того, воспитывает в ней своих детей, дошел до императора Адриана.
Император любил изображать справедливый суд. Он вызвал Софию и ее дочерей к себе для разговора, призывая их для начала отречься от веры. Он обещал за это им прощение и жизнь. София отвечала – нет, никогда. Он напирал на ее материнские чувства, убеждал, уговаривал – София не поддавалась.
Адриан был удивлен, восхищен ее стойкостью, он отправил мать с детьми домой, призывая подумать. Адриан даже послал к ним одну из своих приближенных женщин, чтобы та попыталась переубедить их. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасны.
Император:
Ну, что?
Язычница:
Бесполезно!
Император:
Ты говорила ей, что если они не отрекутся, то ее детей казнят?
Язычница:
Да!
Император:
И что?
Язычница:
Она боится, я видела! Она их обнимает, целует, она прощается с ними! Она знает, что их казнят и все равно твердит про своего Бога! Единственного!
Софию с дочерьми снова привели к императору. На этот раз он даже не требовал с них никаких клятв и слов, нужно было просто принести жертву Артемиде. Казалось бы, что в этом такого, «просто» бросить несколько зернышек на алтарь чужого бога и дети будут жить! Но нет, и мать и дочери отказываются это делать! Они молятся Христу и предают свою судьбу в его руки. "У нас есть Бог Небесный!" — отвечают они. "Его детьми мы и желаем остаться, нет никаких других Богов!"
Тогда начал действовать палач. На глазах у матери и сестер он мучает старшую - Веру. Ее бьют, она молчит. Ее положили на раскаленную решетку, но силой Божией огонь не причиняет ей вреда. Тогда обезумевший от жестокости император приказал бросить девочку в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился. И Вере отрубили голову.
Толпа :
Ах!
Потом точно так же мучали и умертвили среднюю - Надежду, потом младшую - Любовь. Любовь привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Мать убеждала каждую терпеть страдания. Но вот и последняя девочка мертва.
Торговка:
Бедные дети, бедные дети!
Язычница:
Я говорила ей, что дочерей казнят, она в ответ мне все про вечную жизнь! Где ее вечная жизнь?
Язычницам было не понять логику матери. Они видели сегодняшнее страдание. Но они не понимали самого простого – как краток миг этих страданий по отношению к вечности. А мудрая София понимала. Она понимала, что принеся жертву Артемиде, она спасет своих детей в этой жизни, но навсегда закажет им путь к вечному блаженству и уготовит вечные адские мучения. Гораздо страшнее было предать веру и остаться в живых!
Но материнское сердце все равно мучилось. Она уже ждала своей смерти как избавления, однако император не дал ей такого простого выхода. Ей выдали останки дочерей, и она, сложив в телегу страшные, раздробленные их тела, сама должна была отвезти их на кладбище и похоронить. Обливаясь слезами, она сделала это, а потом осталась сидеть на могиле, потому что некуда и не зачем ей было идти. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу.
Святая София вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году нашей эры. Вере тогда было 12 лет, Надежде - 10, а Любови - всего лишь 9 лет. Сегодня мы обращаемся к святым мученицам Вере, Надежде и Любови и матери их Софии со своими молитвами в трудный час, во время испытаний. Они помогают нам укрепиться в вере, сохранить надежду, не растерять любовь и обрести мудрость.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема