Помните, у поэта Иосифа Бродского — такие строки:
«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность».
Главное таинство христианской Церкви называется Евхаристия. С греческого переводится как «благодарение». Бездна смыслов в этом простом факте. Святые пишут, что в Таинстве Евхаристии — в хлебе и вине — как бы весь материальный мир символически становится благодарственной жертвой Богу. Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь, беспрестанно молитесь, за все благодарите». Честертон пишет, что благодарность дает самую большую радость, какая только ведома людям: человек ощущает себя полностью зависимым от Бога — и чувствует себя в надежных руках.
Так ток высокого напряжения благодарности течет всё шире и шире по всей христианской культуре и дотекает до нас.
И все же я не могу отделаться от ощущения, что призыв благодарить Бога просто потому, что благодарить — это правильно, — неполноценен. Он не описывает ситуацию до конца. Мало ли на свете правильных нужных вещей? И уповать на Бога — нужно. И слушаться Бога — нужно. И вопрошать перед Богом — нужно. И все это взаимосвязано. Но почему-то из всех простых доступных человеку действий именно императив благодарности так часто возникает в разговоре о нашей вере…
Возможно, дело здесь в том, что именно феномен благодарения наиболее точно и полно выражает, кто такой человек по отношению к Богу и кто такой Бог по отношению к человеку. И на чем вообще могут строиться отношения человека и Бога.
Митрополит Антоний Сурожский часто обращает внимание своих слушателей на то, что в природе Бога нет никакой неполноты. В ней, говоря словами апостола Павла, всё «да» и «аминь». Она содержит в себе самой всё и до конца. Нет ничего, в чем Бог мог бы испытать нехватку. И значит, нет ничего, что человек мог бы Богу прибавить своими действиями. Любое приношение человека Богу — нужно не Богу, а самому человеку, чтобы хоть как-то выразить себя. А Бог и без этого может дать человеку всё — и не в ответ на просьбу, хотя и так тоже. Что важнее, Он может дать всё — и просто так. Так что же может немощный человек принести абсолютно самодостаточному Богу? Только благодарение.Ничего другого мы принести Богу просто не способны.
Так императив благодарения указывает нам на что-то важное в нас самих и в Боге, в которого мы верим.
Почему-то удивительно радостно на сердце от этой мысли. Быть может, радость, рожденная благодарностью, несравнима ни с одной другой радостью. И христианину в этом смысле — удобно. Он всегда в неоплатном долгу перед Богом. А значит, всегда есть, за что благодарить.
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.
3 мая. О страданиях Христа
Сегодня 3 мая. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
О страданиях Христа, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.