
Икона «Василий Великий и Василий Мангазейский». Находилась у гроба Василия Мангазейского в Туруханском Свято-Троицком монастыре.
После походов Ермака в Сибири стали открываться новые торговые пути. Русские купцы спешно осваивали богатые промыслы затаенных уголков неизведанного Севера. Так в глухих окраинах тайги появился небольшой торговый город МангазЕя. Щедрые на пушного зверя окрестности быстро сделали его одним из крупных центров поставки ценных мехов. Пушнина в те времена была настоящей валютой на Руси и привлекала в Сибирь торговцев со всей страны.
Ярославль, год тысяча шестисотый…
Отец:
Подрос наш сынок Василий, в работники пора ему наниматься. Семья наша большая, не прокормиться в эту зиму.
Мать:
 Да к кому же? Что ты, отец, говоришь такое? Где в Ярославле такое место найти?
Отец:
 Сказывали мне, мать, в Сибири места богатые открываются. Купцы наши торговлю там обильную заводят. Им помощники завсегда нужны. И заработок хорош.
Мать:
 Что же дитя малое, неразумное и в неизвестные края отправлять?
Так и оказался отрок Василий Федоров в дальнем сибирском городе. Мангазея в то время находилась под управой царского воеводы.
С раннего детства получивший религиозное воспитание Василий был набожен, часто посещал церковь. Однажды во время службы, воры ограбили лавку его хозяина. Узнав о случившемся, купец позвал Василия, но тот не вышел к нему до окончания молитвы. Подозрение купца пало на юного помощника. Разъяренный делец жестоко избил юношу.
Но Василий обвинения не принял.
Купец:
 Слыхал ты, воевода, беда со мной приключилась! Работник мой, Васька - недоросль ярославский - ограбил меня.
Воевода:
 Как же это, под моей рукой и воровство в городе?! Где же вор?! Обнаружил ты краденое?
Купец:
 Не сознается бестия! Все твердит: «Не брал чужого!». Уж я ему поддал, а он всё свое.
Воевода:
 Как не сознается?! А ну, тащи его сюды…
Под тяжелыми пытками, так и не признав ложного обвинения, Василий скончался. Испугавшись, убийцы положили его тело в наскоро сколоченный гроб и без отпеваний и похорон закопали в безлюдной низине.
Только через полвека захоронение было обнаружено, когда из болотистой почвы вдруг показались доски гроба. Тогда же на этом месте начали случаться исцеления. В народе заговорили о новом чудотворце. Существуют свидетельства, когда имя святого помогало заблудившемуся в тайге охотнику, возвращало зрение ослепшему. Не единожды списки с описанием чудес отправлялись в Москву как доказательства его возможной канонизации.. Даже языческое население – тунгусы и эвенки – с благоговением относились к Василию, как к покровителю охотников. С годами почитание Василия росло, его мощи сначала были перевезены в Троицкий Туруханский монастырь, а после – в Тобольск. Там, в Благовещенской церкви, для него были написаны каноны. Появились первые иконы с изображением сибирского первомученика Василия. А в начале двадцатого века имя Василия Мангазейского было включено в «Православный календарь».
Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что после революции святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Почти век спустя лишь частицу нетленного тела чудотворца обрели вновь и поместили в Туруханский монастырский храм.
По сей день святой Василий Мангазейский является одним из самых любимых в народе святых.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



