Александр:
Мои любимые отец и мать! Итак, все же не суждено иного, и по воле Божией мне следует сегодня завершить свою земную жизнь, чтобы войти в другую, которая никогда не кончится и в которой мы все опять встретимся. Эта встреча да будет Вашим утешением и Вашей надеждой. Для Вас этот удар, к сожалению, тяжелее, чем для меня, потому что я перехожу туда в сознании, что послужил глубокому своему убеждению и истине. По всему тому я встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью. Вспомните миллионы молодых людей, оставляющих свою жизнь далеко на поле брани - их участь разделяю и я… Немного часов – и я буду в лучшей жизни, у своей матери, и я не забуду Вас, буду молить Бога об утешении и покое для Вас. И буду ждать Вас! Одно особенно влагаю в память Вашего сердца: не забывайте Бога!!! Ваш Шурик... 13 июля 1943 года.
Это был день казни Александра Шмореля. Участника антифашистской группы «Белая роза», православного немца, который боролся против фашизма и пожертвовал своей жизнью ради правды Божией. Его земной удел был коротким, всего 25 лет. Адвокат добился, чтобы в день казни к Александру Шморелю смог прийти православный священник. Его исповедали, причастили. И вошедший к нему после этого адвокат увидел на лице своего подзащитного не смертную тоску, а … радость.
Александр:
Вас удивляет, что я в таком бодром и светлом духе? Я исполнил дело своей жизни. И если бы мне сейчас сказали, что из жизни должен уйти кто-то иной, а я буду освобожден, то я бы сам не захотел этого, а выбрал бы эту смерть. Потому что, хоть я и очень молод, у меня все завершено.
Его мать была русской, дочерью священника, отец – обрусевшим немцем. Александр родился в Оренбурге в 1917 году. После смерти жены, в 22 году, его отец вместе с маленьким сыном перебрался в Германию. По желанию матери, Александр воспитывался в православной вере. Когда к власти пришли нацисты, призывник Александр отказался присягать на верность Гитлеру, этот инцидент едва удалось замять. Его направили на фронт, сначала на западный, затем восточный русский, где он специально постарался стать санитаром, чтобы помогать людям, а не убивать. Вернувшись в родной Мюнхен, он организовал антифашистскую группу «Белая роза». С мая 1942 года по всему городу стали появляться «Листовки «Белой розы» – напечатанные на пишущей машинке тексты, призывавшие жителей Германии к сопротивлению правительству Гитлера и саботажу всех нацистских мероприятий. После поражения фашистов под Сталинградом на стенах домов Мюнхена появились надписи «Долой Гитлера!» и «Свобода!». Все это происходило в городе, носившем гордый титул «столицы национал-социалистического движения». Через несколько месяцев гестапо арестовало всех участников группы «Белая Роза». Никто из этих мужественных молодых людей не сомневался, что их ждет смертная казнь. Александр находил утешение в вере и старался утешить своих близких.
Александр:
Бог всё управляет так, как Сам хочет, и как это служит нашему благу, мы только должны всегда с полным доверием предавать себя в руки Его – тогда он нас никогда не оставит, всегда будет помогать и утешать.
Чем больше жизненная трагедия, тем сильнее должна быть вера, чем больше кажущаяся богооставленность, тем благонадежнее нам следует вручать свою душу в Божии отеческие руки.
Я радуюсь всему и благодарю Бога за то, что мне было это дано – понять указание перста Божия и через это выйти на истинный путь... Я надеюсь, что вы также прошли сходный путь развития, и что вы со мной вместе после глубокой боли разлуки достигли того состояния, при котором вы благодарите Бога за все.
5 февраля 2012 года Мюнхенском кафедральном соборе состоялась торжественное богослужение, на котором Александр Шморель был причислен к сонму святых. На иконе мученик Александр Мюнхенский написан в белом облачении врача, с крестом и белой розой в руках.
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











