В 988 году от Рождества Христова святой равноапостольный князь Владимир крестил свой народ в водах Днепра.
Незадолго до этого, в 983 году, в местечке Любеч под Черниговом родился тот человек, которого впоследствии назовут отцом русского монашества. По всей видимости, его родители с радостью приняли христианское учение, и сына с юных лет воспитывали с православной вере.
С детства он изучал Священное Писание и жития святых: мучеников, преподобных, святителей. По воскресным дням, в храме, наш герой увлеченно слушал речи проповедников из Византии.
Чем больше узнавал он о Христе и христианах, тем больше хотелось ему прикоснуться к святыням, увидеть своими глазами жизнь тех подвижников, примеры которых захватывали его воображение. Особенно вдохновляли будущего преподобного рассказы о монахах и их необычной жизни – в уединении от мира, в посте, молитве.
В те годы на Руси, в отличие от Византии, еще не было монастырей, не считая, быть может, нескольких обителей, основанных странствующими монахами из Греции. Иногда приходил туда и Антоний, и, когда получалось, беседовал с иноками.
МОНАХ
Антоний! Если хочешь увидеть настоящих монахов, поезжай на Афон! Там все совсем иначе! Настоящее монашеское государство. Все там живут по древним уставам – как жили в Египте, в Палестине. Нет на земле лучше места, чем святой Афон, его сама Богородица выбрала себе в удел.
Вскоре у Антония появилась возможность отправиться в путешествие в далекую и столь манящую Византию.
Антоний прибыл в Константинополь. Конечно, его поражало величие древнего города, красота дворцов и площадей, мощь колонн и триумфальных арок, великолепие придворных процессий и церемоний. Но не этого масштаба искала душа юного христианина.
Вскоре он покинул столицу, чтобы достичь Святой Горы.
Антоний обходил монастырь за монастырем, наблюдая за жизнью тамошних отцов, о которой он раньше мог только читать. В одной из святогорских обителей он и принял иноческий постриг.
Более всего Антоний преуспевал в послушании игумену и монашеской братии. Вскоре он сам стал наставником для многих, показывая новоначальным пример монашеской жизни. Но вот однажды игумен обители призвал к себе монаха Антония…
АНТОНИЙ
Ты просил меня явиться, честный отче?
ИГУМЕН
Чадо, настало тебе время идти обратно в землю Русскую. Ты стяжал здесь многие добродетели, но теперь пора тебе послужить своим братьям.
АНТОНИЙ
Честный отче, вот уже столько лет я живу в монастыре, который стал моим домом. Как же я могу отправиться туда, где нет монастырей, подобных святогорским? Или я чем прогневал тебя, что ты изгоняешь меня из обители обратно в мир?
ИГУМЕН
Чадо Антоний! Ты, конечно, не должен уже возвращаться в мир, потому что ты мертв для мира. Правильно ты говоришь, что там нет подходящих монастырей. Для того и посылаю тебя назад, чтобы у себя на родине ты научил людей иноческому деланию.
АНТОНИЙ
Не представляю, как я смогу сделать это, честный отче. И знаю, что лучше бы было для меня остаться здесь. Но раз такова твоя воля, я оставлю столь дорогой моему сердцу Афон и отправлюсь в Киев.
ИГУМЕН
Не бойся ничего, чадо. Там ты найдешь, где поселиться, найдешь и тех, кто захочет последовать за тобой. Ступай же. Пусть твои соплеменники через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской. И да пребудет с тобой благословение Святой Горы.
Каждый монах, получив благословение своего духовного отца, воспринимает его как благословение от самого Господа. Уже не юношей, но взрослым человеком преподобный Антоний покинул взрастивший его Афон и вернулся в Киевские земли. Он поселился в пещере на поросшем густым лесом крутом берегу Днепра, неподалеку от Киева. Пещеру эту выкопал священник Илларион, будущий митрополит Киевский.
Люди стали приходить к Антонию за советом и благословением. Придя и увидев иноческую жизнь, многие решали остаться там навсегда. Так стала возникать вокруг преподобного братия. Усилиями монахов была выкопана большая пещера, где был устроен храм и кельи для монашествующих. Одними из первых учеников и сподвижников преподобного Антония стали монахи Никон, Феодосий и Варлаам. Поставив над братией Варлаама в качестве игумена, преподобный Антоний удалился от монастыря и затворился в другой пещере. Но и там вокруг него стали собираться иноки. Так были основаны Ближний и Дальний пещерные монастыри. Постепенно вокруг пещер возводились храмы, а братия пещерного монастыря составляла более ста человек.
По ходатайству преподобного Антония, великий князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, отдал братии всю гору над пещерами. Через некоторое время туда прибыли греческие мастера, и всего за три года возвели собор в честь Успения Богородицы.
Прожив долгую жизнь, сотворив множество чудес и наставив многих своих соотечественников на путь иноческого делания, преподобный Антоний скончался. Ему было девяносто лет.
Мы до сих пор помним преподобного Антония. Один из первых русских святых, он был мудрым наставником для своих современников и примером для подражания для последующих поколений. Вместе со своими сподвижниками и учениками он служит образцом христианской жизни и для монахов, и для мирян на протяжении вот уже тысячи лет. А главный плод его трудов, свидетельство утверждения монашества на Руси – великая Киево-Печерская Лавра – и сегодня возвышается над киевскими горами.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов












