Первое поколение христиан, по преимуществу, состояло из евреев. Это не удивительно, поскольку именно евреи, жители Палестины, стали свидетелями проповеди и чудес Господа Иисуса Христа. Первым центром христианской цивилизации являлся Иерусалим – город, в котором умер и воскрес Спаситель. Здесь же на пятидесятый день после Пасхи на учеников Христа, апостолов, сошел Святой Дух, что положило начало существованию Церкви. Христиане Палестины, по свидетельству Священного Писания, жили в единодушии, искренней заботе и братской любви друг ко другу. Немаловажную роль в формировании такой удивительной атмосферы сыграл святой Иаков Праведный, первый епископ, глава Иерусалимской Церкви. Святой Иаков приходился Иисусу Христу сводным братом, являясь сыном Иосифа Обручника от первого брака. Первоначально Иаков не верил в Божественное происхождение Иисуса, с большим скепсисом относился к Его словам и поступкам. Однако Воскресение Христа из мертвых изменило отношение Иакова. По преданию, Спаситель посетил Своего сводного брата, который после этой встречи стал искренне верующим христианином. Святого Иакова еще при жизни прозвали Праведником. Что, впрочем, не помешало врагам Церкви убить его в 63 году, сбросив с крыши храма Соломона. Смерть Иакова внесла сумятицу в среду палестинских христиан-евреев. Многие из них, испугавшись повторения судьбы Иакова, решили вернуться в иудаизм. Предотвратить такой исход постарался апостол Павел, направивший христианам Палестины послание, именуемое теперь Посланием к евреям. Послушаем отрывок из него.
Братья, 2.11 освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 2.12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. 2.13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. 2.14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 2.15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 2.16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 2.17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 2.18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Послание к евреям изобилует цитатами из ветхозаветные тексты и акцентирует внимание на том, что именно на Христе исполнились все пророчества древнего Израиля. Особенно внимательно в послании к евреям освещается тема крестной жертвы Спасителя. В прозвучавшем отрывке апостол Павел сначала говорит о том, что Христос – Сын Божий, принявший человеческое естество. Для апостола Павла, Спаситель – новый Адам. Именно так нужно понимать цитату из пророка Исайи «вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Ис. 8,18). По замыслу Бога Адам должен был открыть Рай для своих потомков, но, согрешив, провалил возложенную на него миссию. Исправил катастрофу Сын Божий, Иисус Христос. В день Благовещения Он принял от Девы Марии человеческую природу, стал потомком Авраама. Вместе с природой Он принял боль и страдания, которые испытывает человек. Христос также прошел через смерть. В этом состояла высшая точка Его служения. Умерев на Кресте, Господь исполнил главное пророчество о Себе. Древние евреи из поколения в поколение совершали кровавые жертвоприношения – по их просьбе первосвященник Израиля в дни религиозных праздников закалывал невинного ягненка. Этим он предвозвещал жертвенную смерть Христа. Спаситель добровольно принял смерть на Кресте, стал, по мысли Павла, одновременно жертвой и первосвященником. Но умерев, Христос не стал подобно прочим пленником смерти. Воскреснув на третий день, Он разрушил власть дьявола над людьми, вернул им Рай, утраченный Адамом.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.