«Смерть и горе ходили по земле, а я чувствовала себя невероятно счастливой», — так вспоминала Мария Покрышкина военное время. Именно в эти годы она встретила своего будущего мужа, знаменитого лётчика Александра Покрышкина. Александр и Мария прожили вместе более сорока лет, их военно-полевой роман перерос в крепкий семейный союз.
Осень 1942 года. Дагестан. Капитана авиации Александра Покрышкина совсем недавно перебросили сюда для тренировки на новых моделях самолётов. Как-то раз он оказался в санитарной части, чтобы навестить своего заболевшего однополчанина. В отделении в это время дежурила медсестра Мария Кожевникова, читавшая книгу при свете коптилки. «Миловидная девушка, даже в белом халате она выглядела элегантной. Волосы цвета спелой ржи красиво ниспадали на плечи. Приятный овал лица, открытый приветливый взгляд», — такой увидел Марию капитан Покрышкин и полюбил её с первого взгляда. И Марии сразу понравился этот высокий, широкоплечий, подтянутый офицер, с мужественным волевым лицом и большими серо-голубыми глазами. «В нём была какая-то серьёзность и основательность», - вспоминала девушка. Вскоре пациенты и врачи увидели, как в небе над лазаретом самолёт ЯК-СЕМЬ выполняет «бочку», фигуру высшего пилотажа. Александр Покрышкин пытался произвести впечатление на Марию. Смелость, а ещё доброта и честность молодого человека покорили девушку. Она ответила согласием на предложение руки и сердца.
До конца войны было ещё далеко. Александру и Марии долгое время пришлось жить врозь, поскольку они служили в разных подразделениях. В апреле 1944 года пути их боевых частей пересеклись. И Александр навестил свою возлюбленную в запорожском селе Черниговка. «Хватит жить врозь! Собирайся, поедем!» — сказал он, войдя в хату и обняв невесту. Они расписались без свидетелей и шампанского в местном ЗАГСе. Вскоре у Покрышкиных родилась дочь Светлана, а ещё спустя два года — сын Саша.
Александр Покрышкин в 1944 году был удостоен уже третьей звезды Героя Советского Союза, он стал известен на всю страну. Однажды во время торжественной встречи Александра Ивановича на его родине в Новосибирске, Мария вдруг испугалась: а что если я не нужна такому герою? Как будто прочитав её мысли, Александр сказал Марии: «Ты не беспокойся, ни о чем плохом не думай. Я такой же, как и был прежде. И я тебя люблю!» «Как будто какая-то ноша невероятной тяжести свалилась с моих плеч! — вспоминала она.
После войны Александр Иванович занимал руководящие должности в различных родах войск и в Министерстве обороны. По работе он много ездил по стране и заграницу. Отовсюду Марии летели трогательные письма: «Начинаю с главного — страшно по тебе скучаю. Без тебя так пусто кругом и ты постоянно идешь на ум. Моя дорогая может быть только такой хорошей, любящей, какой была всегда. Крепко целую тебя и передаю привет моим деткам. Папа».
Александр и Мария были верующими людьми и свою веру не афишировали. Они всегда жили очень скромно, никогда не пользовались именем Покрышкина, чтобы улучшить своё материальное положение. Александр Иванович часто повторял жене: «Мы с тобой, Мария, солдаты. Наше дело — Родине служить». Зато Покрышкины с радостью использовали высокий статус Александра Ивановича, чтобы оказать помощь тем, кто за ней обращался. Легендарному лётчику писали ветераны Великой Отечественной войны, бывшие узники нацистских лагерей, простые офицеры. Супруги помогали им найти жильё, устроиться на работу, оформить нужные пособия. Покрышкины знали о проблемах каждого из многочисленных подчиненных Александра Ивановича.
Уже после кончины супруга Мария Кузьминична писала в книге воспоминаний: «Благодарю Всевышнего, что он нам с Александром Ивановичем послал эти чувства, которые мы пронесли через всю жизнь!»
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема