Когда Митенька Смолин, двадцатилетний сын богатого уральского купца, получил в наследство четыре миллиона рублей – неслыханные для середины 19 века деньги! – многие за его спиной скептически усмехались. Мол, промотает парень отцовское состояние – известно ведь, дело молодое! Но парень оказался умён и серьёзен не по годам. Так распорядился унаследованным капиталом, что буквально за пару лет сумел его не только не растратить, но и многократно приумножить. Скоро молодой Смолин для коллег по бизнесу был уже не Митенькой, а Дмитрием Ивановичем, уважаемым в городе Кургане купцом и промышленником, владельцем нескольких крупных салотопенных и мукомольных заводов.
А для простых горожан Дмитрий Иванович Смолин был всё равно, что отец родной – так его и называли, не скрывая своей благодарности за то, что щедростью своей не оставлял бедных, больных и обездоленных.
Прежде всего, заботу Смолина ощущали на себе рабочие его предприятий. Для них при заводах были и комфортабельные общежития, и бесплатные столовые, и детские ясли, и школы грамоты. И - невиданное дело – Дмитрий Иванович выплачивал своим увольняющимся по старости лет рабочим пожизненный пенсион!
Дмитрий Иванович очень любил детей. Их в его семье родилось тринадцать, а в живых осталось лишь четверо – остальные умерли в младенчестве. Может быть, поэтому Смолин ко всем детям относился, как к своим. На весь Курган гремели Рождественские ёлки, которые он устраивал для городской ребятни – с подарками, сладостями, весёлыми хороводами. Смолин опекал городские учебные заведения. Для курганской прогимназии он покупал учебный инвентарь и книги, заботился о беднейших гимназистах, назначая им стипендии.
Огромную заботу проявлял Дмитрий Иванович по отношению к сиротам. Он не просто состоял в Губернском попечительстве детских приютов, но и вносил огромный личный вклад в дело создания подобных учреждений. Смолин постоянно жертвовал немалые суммы городскому приюту «Надежда». А в 1888 год купил в Кургане большой двухэтажный дом и открыл в нём детское Николаевское убежище.
Не было в Курганском уезде такой богадельни, куда Смолин не направлял бы своих щедрых пожертвований. А во Владимирскую богадельню города Кургана ещё и регулярно на безвозмездной основе поставлял муку со своего завода. Заключённым курганской тюрьмы он подарил библиотеку, а на Пасху устраивал для узников праздничную трапезу.
Дмитрий Иванович был старостой Троицкого храма, который постоянно поддерживал, а в 1864 году провёл в нём за собственный счёт капитальный ремонт. На его средства была выстроена церковь в селе Колесниково неподалёку от Кургана. Когда в 1896 году был заложен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, Смолин взялся финансировать его строительство, выделив сто тысяч рублей серебром.
Достраивали храм дети Дмитрия Ивановича – 3 октября 1898 года Смолин скоропостижно скончался за столом в своём рабочем кабинете. О завещании предусмотрительный Дмитрий Иванович позаботился заблаговременно. В нём значительные суммы он оставлял храмам, приютам и другим благотворительным учреждениям города – их перечень занял несколько страниц! 50 тысяч рублей капитала назначил Смолин в качестве пенсионного фонда для рабочих своих фабрик. И просил наследников не устраивать тяжб из-за денег и не взыскивать долгов с тех, кто брал у него взаймы. «Завещаю жить в любви и согласии, и тогда мир Божий пребудет между вами», - писал Дмитрий Иванович.
И сегодня среди жителей города Кургана немного найдётся таких, кто не знал бы имя Дмитрия Ивановича Смолина. Практически каждый покажет, где находится памятник благотворителю. А на вопрос «Кто такой был этот Смолин?» ответят: «Как кто? Отец родной!»
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 257 зач., III, 4-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда люди приходят в Церковь и стремятся к добрым плодам христианской жизни, они понимают, что со своей стороны призваны к изменениям. При этом свою готовность они обычно формулируют так: «Мы постараемся». Кажется, уже неплохо, если человек готов прикладывать усилия. Но действительно ли стараний может быть достаточно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянами, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Помню, как однажды в храм пришёл мужчина, желающий креститься. Естественно, взрослых без подготовки мы не крестили, и я решил поговорить с ним и объяснить необходимость знания веры и изменения жизни. Перво-наперво я спросил о причинах, которые привели его в храм. Оказалось, что жизнь его совсем не устраивала, потому что то тут, то там в ней возникали проблемы, которые он хотел уладить с помощью Божией. Не скажу, что его удивило, когда я начал говорить ему о необходимости нравственных изменений, и со своей стороны, он сказал, что попробует жить по-другому. Попытается навести порядок в бизнесе, прекратить беспорядочную половую жизнь, расстаться с плохой компанией... К тому, что его попросят попытаться, он был готов. Но вот к тому, что придётся не просто попытаться, а именно навести порядок, он готов не был и был неприятно удивлён. «А, что, если у меня не получится? Мало ли в каких обстоятельствах я окажусь»! — заранее оправдывался он.
О Христе мы, конечно, знаем, что Он общался с мытарями и блудницами. Однако мытарю Закхею сказал о спасении, только когда тот раскаялся и был готов отказаться от нечестно нажитого имущества. Да и женщине, взятой в прелюбодеянии, Он говорит — иди и не греши больше. Христос действительно любит не только праведников, но и грешников, однако Сам Он не совместим с грехом и поэтому в Церковь, которая есть Его тело, не может войти тот, кто продолжает совершать тяжёлые сознательные грехи. Именно поэтому христиане были готовы помогать любому нуждающемуся человеку, но крестили только тех, кто за время подготовки победил явные сознательные грехи. Ведь никто не говорит, я попытаюсь не убивать или не воровать, но не знаю, получится ли! Все понимают, что такие поступки не просто случаются, их совершают вполне вольно. Также вполне вольно человек может вести нечестный бизнес или жить в блуде.
В отрывке из послания Коллосянам, который мы сейчас услышали, апостол предрекает ученикам прославление во втором пришествии Христа. Однако для того, чтобы это прославление их коснулось, они уже должны прекратить развратную, блудную жизнь, а также прекратить всякое греховное обогащение, связанное со взятками и любой другой нечестностью. Со всё большей и большей решимостью апостол говорит ученикам не о том, что они должны будут когда-нибудь позже отказаться от гнева, ярости лжи и прочих признаков ветхого человека. Напротив, он призывает отказаться от привычек ветхого человека уже здесь и сейчас и облечься в нового, живущего по образу Христа. Именно тогда, когда человек приходит в Церковь не для того, чтобы наладилась его бытовая жизнь, а для того, чтобы начать новые отношения с Богом, всё остальное постепенно выстраивается как должно. От тяжёлых грехов он должен отказаться сразу, с грехами внутренними призван бороться постепенно и здесь то самое «старание» действительно необходимо. Но главное, к чему он призван в своём воцерковлении: перенести центр внимания с решения бытовых проблем на соблюдение заповедей и верность Иисусу Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 12. Богослужебные чтения
Уныние и тоска — душевные недуги, которые нередко посещают каждого из нас. Как с ними бороться и в чём их причина? Ответ на этот вопрос находим в псалме 12-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Кем бы ни был человек, который написал этот псалом, он находился в очень тяжёлом душевном расположении. Его душа в смятении. На сердце у него скорбь. Она точит его день и ночь. Прямо на это указывают не только слова «скорбь в се́рдце моём», но также выражение «доко́ле мне слага́ть сове́ты в душе́ мое́й». Это означает, что в уме у него непрестанно возникают страшные картинки. Они наполняют его тяжёлыми переживаниями по поводу прошлого и тревогой, и беспокойством о будущем. Эти образы очень назойливы, и он никак не может от них избавиться.
А потому он плачется к Богу. Он сетует, что Господь скрыл от него Своё лицо. Ситуация усугубляется тем, что над псалмопевцем превозносится какой-то враг. Враг злорадствует по поводу его жалкого состояния. Некоторые толкователи предполагают, что под «врагом» не обязательно понимать человека. Это может быть какое-то серьёзное, может быть даже смертельное, заболевание, на что намекает выражение «сон смертный».
Но не это важно. Примечательно то, о чём в этой ситуации просит псалмопевец. Он молит не о здоровье и не об избавлении от врагов. Хотя, казалось бы, в первую очередь должен просить именно об этом. Он просит Бога: «Просвети́ о́чи мои́». Говоря иначе, «дай мне внутренний свет», «просвети мой ум», «дай сердцу благодать». Чтобы рассеялся тот мрак, который помрачает помыслы. И тогда ни враги, ни болезнь не будут выглядеть такими страшными и грозными.
Так псалмопевец указывает на важную духовную закономерность. Если мой ум помрачён, если моё сердце в темноте, то нет мне никакой пользы в том, что я телесно здоров и окружающие не строят мне козни. Я всегда найду повод, чтобы мне было плохо. Этим поводом может стать что угодно. Как говорится, «у кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие». Именно в сумерках души наш ум виртуозно превращает самую маленькую муху в самого большого слона.
И напротив, когда сердце наполнено благодатью, в её свете не так страшны болезни и недоброжелатели. А зачастую они кажутся мелкими и незначительными. В таком состоянии, как говорит сегодня псалмопевец, сердце радуется о Боге и о Его спасении. И ему хочется петь благодарности Творцу.
А потому не будем искать причины своих проблем во внешних обстоятельствах. Их корень всегда — унылое и тоскливое сердце, которое погрязло в житейской суете и разучилось думать о Боге. И порой всё, что от нас требуется, чтобы кардинально изменить тяжёлую ситуацию, — просто поменять в своей жизни приоритеты. Поставить во главу угла Бога и Его заповеди. Тогда постепенно мрак уйдёт. И в жизнь вернётся радость.











