Существует шуточная теория о том, что творческие люди условно делятся на «физиков» и «лириков» и, однажды твёрдо встав на один из этих путей, в дальнейшем уже не меняют жизненных устремлений. Священник Ярослав Шипов — исключение из этого правила. Мальчишкой он мечтал об авиации, а после восьмого класса отправился из Москвы поступать в знаменитую Новосибирскую физико-математическую школу. И это у него наверняка получилось бы, да только вот оказалось, что берут в престижное учебное заведение только местных, сибиряков. Тогда молодой человек вернулся в Москву, окончил десятилетку и без проблем поступил… в Литературный институт имени Горького! В полку физиков убыло, зато среди лириков появился талантливый писатель, на счету которого сегодня — несколько сборников рассказов и множество публикаций в литературных журналах. Член Союза писателей России, приняв в 1991 году священнический сан, Ярослав Шипов не расстался с пером и постоянно радует читателей новыми книгами. Одна из них — сборник под названием «Весенний сон» — вышла в издательстве «Никея».
Рассказы батюшки, словно сама жизнь, — одновременно мягкие и заставляющие сердце сжиматься, лёгкие и наполненные глубоким смыслом, смешные и побуждающие думать. Вероятно, за это их и любят читатели: без пафоса и претенциозности, как с давними знакомыми автор разговаривает с ними понятным и доступным, простым, но по-настоящему литературным языком о самых тонких движениях человеческой души.
Автор навевает светлую грусть в рассказе «Снегопад», и за обычной вроде бы беседой школьника и знаменитого поэта, столкнувшихся однажды снежным зимним вечером в старом московском дворике, читатель каким-то невероятным образом улавливает не только слова, но, кажется, и мысли героев. И чувствует, как далёк поэт от дежурного разговора о литературе, потому что в этот момент думает совсем о другом — о постаревшей матери, уходящих один за одним друзьях… В короткий рассказ автору удалось вложить столько настоящей жизни, только глубины бытия, сколько не почерпнуть и из стони пухлых томов по философии.
А вот, к примеру, рассказ «Русалки» из сборника «Весенний сон — по-настоящему юмористический. Он о том, как простодушный охотничий инспектор принял собиравших на болоте клюкву женщин за упомянутых мифических существ и поспешил в красках поделиться своим открытием с местным батюшкой. Священник Ярослав Шипов делает по-доброму смешной каждую строчку, и смех этот действует исцеляющее, потому что он — мудрый.
Трогателен до слёз рассказ «Финал шестой симфонии» — о скрипачке, сквозь музыку Чайковского сумевшей расслышать молитву к Богу о покаянии и прощении.
Рассказы отца Ярослава Шипова заставляют плакать и смеяться, удивляться и делать открытия. И дарят свежее, обновляющее и словно прекрасный «Весенний сон» умиротворяющее тепло добрых слов, идущих от души и сердца.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер