Вы, наверное, помните эпизод из сказки «Снежная королева», в котором Герда попадает в дом к старушке-колдунье. В этом доме и вокруг него растет много цветов. Цветами расписана и соломенная шляпа хозяйки. Колдунья оставляет Герду у себя.
Девочке здесь нравится. Старушка к ней добра. И так постепенно Герда забывает, что на самом деле должна идти дальше — искать Кая. А хозяйка делает еще одну удивительную вещь: повелевает своим розам, растущим в саду, спрятаться под землю. Зачем? Чтобы эти розы случайно не напомнили Герде о тех розах, что росли у нее дома на окне, — и значит, не напомнили про Кая.
Но девочка, проведя у старушки несколько дней, не может не заметить, что в саду, полном самых разных цветов, нет при этом ни одной розы. Ей это кажется странным. Она пытается найти хотя бы одну — и не может. Тогда Герда опускается на землю и плачет. Как и полагается в сказке, слезы падают как раз на то место, где раньше рос розовый куст — и только они окропляют землю, куст на глазах у девочки снова вырастает таким же прекрасным, как был. Конечно же, Герда сразу вспоминает о Кае и решает покинуть дом старушки.
А дальше — самое интересное. Герда спрашивает у роз, не видели ли они Кая. И главное — верят ли они, что он умер и больше не вернется. А розы отвечают: «Он не умер. Мы были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было».
Я специально подробно пересказывают знакомый с детства сюжет — чтобы добавить к нему одну деталь. О которой я лично в детстве не знал. Да и неактуальна она для ребенка, а вот для нас, взрослых, — вполне…
Я где-то читал, что в датской христианской мистике роза — это символ Христа. Так у них повелось. И думаю, Ганс Христиан Андерсен не смог бы об этом забыть. И в свете этой детали вся история обретает совершенно новое — еще более красивое звучание.
Розы спрятались под землю, были там, «где все умершие», а потом вернулись обратно на Божий свет. Уж больно напрашивается параллель с историей Христа: смерть, погребение в земле, сошествие во ад — туда, где все умершие — чтобы этих самых умерших из ада вывести и вернуть к жизни. А дальше — воскресение.
Христос сделал так, что смерти — нет. И почему-то именно роза первой в сказке с уверенностью говорит Герде, что Кай — не умер.
Всё это — не больше, чем частный взгляд на литературное произведение текст. Один из возможных и вовсе не обязательный. Любой текст существует только в интерпретации. И ни одну интерпретацию не следует догматизировать или запрещать. А вот предполагать, искать и размышлять — вполне можно. Помните, у другого писателя — Сергея Довлатова — есть такая мысль: «Всякая литературная материя делится на три сферы: то, что автор хотел выразить; то, что он сумел выразить; то, что он выразил, сам того не желая. Третья сфера — наиболее интересная».
Так что на литературоведческую истину в трактовке «Снежной королевы» я вовсе не претендую. Но одно знаю точно: любой текст обретает совершенно особые смыслы, если посмотреть на него в свете Христа.
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёрская помощь для незрячих и слабовидящих детей
Фонд «Провидение» помогает детям с нарушениями зрения со всей России — оплачивает лечение и реабилитации, а ещё оказывает волонтёрскую помощь. Фонд развивает проект «Совместная забота». Сейчас он действует в трёх городах — Москве, Смоленске и Симферополе. В рамках проекта волонтёры фонда регулярно навещают незрячих и слабовидящих детей дома, в больницах, интернатах, школах и детских садах. Проводят с ними время, помогают в бытовых делах, гуляют, организуют творческие занятия, игры, экскурсии и не только.
10-летняя София вместе с папой и мамой живёт в Симферополе. Помимо проблем со зрением, у неё множество диагнозов, поэтому девочка нуждается в постоянном уходе и присмотре. Недавно глава семьи уехал на длительное лечение в другой город, и Елене, маме Сони, стало трудно справляться со всеми заботами одной. «Именно в этот критический момент я обрела бесценную поддержку волонтёров», — делится Елена. Они проводят время с девочкой, что даёт возможность маме заняться делами. Например, сходить в магазин за продуктами, спокойно приготовить обед или навести порядок дома. Волонтёры всегда готовы выслушать и поддержать Елену морально. «Это больше, чем помощь — это дружеское участие», — говорит она.

Проект «Совместная забота» объединяет отзывчивых людей, всех кто готов делиться с другими временем, умениями и теплом своего сердца. Они становятся настоящей опорой для семей в трудный момент, дарят незрячим и слабовидящим детям радость, а их родителям — колоссальную поддержку.
Присоединяйтесь к волонтёрам фонда «Провидение» и проекту «Совместная забота». О том, как это сделать, узнайте на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











