Вы, наверное, помните эпизод из сказки «Снежная королева», в котором Герда попадает в дом к старушке-колдунье. В этом доме и вокруг него растет много цветов. Цветами расписана и соломенная шляпа хозяйки. Колдунья оставляет Герду у себя.
Девочке здесь нравится. Старушка к ней добра. И так постепенно Герда забывает, что на самом деле должна идти дальше — искать Кая. А хозяйка делает еще одну удивительную вещь: повелевает своим розам, растущим в саду, спрятаться под землю. Зачем? Чтобы эти розы случайно не напомнили Герде о тех розах, что росли у нее дома на окне, — и значит, не напомнили про Кая.
Но девочка, проведя у старушки несколько дней, не может не заметить, что в саду, полном самых разных цветов, нет при этом ни одной розы. Ей это кажется странным. Она пытается найти хотя бы одну — и не может. Тогда Герда опускается на землю и плачет. Как и полагается в сказке, слезы падают как раз на то место, где раньше рос розовый куст — и только они окропляют землю, куст на глазах у девочки снова вырастает таким же прекрасным, как был. Конечно же, Герда сразу вспоминает о Кае и решает покинуть дом старушки.
А дальше — самое интересное. Герда спрашивает у роз, не видели ли они Кая. И главное — верят ли они, что он умер и больше не вернется. А розы отвечают: «Он не умер. Мы были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было».
Я специально подробно пересказывают знакомый с детства сюжет — чтобы добавить к нему одну деталь. О которой я лично в детстве не знал. Да и неактуальна она для ребенка, а вот для нас, взрослых, — вполне…
Я где-то читал, что в датской христианской мистике роза — это символ Христа. Так у них повелось. И думаю, Ганс Христиан Андерсен не смог бы об этом забыть. И в свете этой детали вся история обретает совершенно новое — еще более красивое звучание.
Розы спрятались под землю, были там, «где все умершие», а потом вернулись обратно на Божий свет. Уж больно напрашивается параллель с историей Христа: смерть, погребение в земле, сошествие во ад — туда, где все умершие — чтобы этих самых умерших из ада вывести и вернуть к жизни. А дальше — воскресение.
Христос сделал так, что смерти — нет. И почему-то именно роза первой в сказке с уверенностью говорит Герде, что Кай — не умер.
Всё это — не больше, чем частный взгляд на литературное произведение текст. Один из возможных и вовсе не обязательный. Любой текст существует только в интерпретации. И ни одну интерпретацию не следует догматизировать или запрещать. А вот предполагать, искать и размышлять — вполне можно. Помните, у другого писателя — Сергея Довлатова — есть такая мысль: «Всякая литературная материя делится на три сферы: то, что автор хотел выразить; то, что он сумел выразить; то, что он выразил, сам того не желая. Третья сфера — наиболее интересная».
Так что на литературоведческую истину в трактовке «Снежной королевы» я вовсе не претендую. Но одно знаю точно: любой текст обретает совершенно особые смыслы, если посмотреть на него в свете Христа.
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда
Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт с фигуркой героя из любимого мультфильма и чудесное шоу с мыльными пузырями. Это первый праздник, который Тима встретил вне больницы, в кругу близких людей — вместе с папой и мамой, братом и сестрой. Мальчик был в полном восторге, улыбка не сходила с его лица.
Два года назад у Тимофея обнаружили опухоль головного мозга и долгое время он провёл в больнице. Ему сделали сложную операцию, после неё малышу пришлось заново учиться стоять, сидеть и даже глотать пищу. Чтобы полностью восстановиться мальчику необходима длительная реабилитация, которую родители оплатить не могут. На помощь им пришёл благотворительный фонд «Настенька». Он поддерживает семью на протяжении всего лечения Тимы. Благодаря чему сегодня ребёнок может самостоятельно есть, сидеть и ходить с опорой.
«Я вижу, как Тима меняется. Конечно, нам ещё многому нужно научиться. Но то, что мы уже приобрели — бесценно!», — говорит мама мальчика.
Благотворительный фонд «Настенька» 22 года помогает тяжелобольным детям и их родным — оплачивает лекарства, лечение и реабилитацию. За всё время работы фонда помощь получили более 6000 детей. Вы можете поддержать проект и его подопечных, таких, как Тима. Для этого переходите на сайт фонда «Настенька» и нажимайте кнопку «Помочь сейчас». О том, как ещё принять участие в добрых делах, вы можете узнать, связавшись с сотрудниками фонда: nastenka.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну конца 18 века — и что это значило для нашей страны.
Ведущий: Дмитрий Володихин