В конце девятнадцатого века украинскому селу Иза, входившему тогда в состав Австро-Венгрии, суждено было стать мощным центром православия в Закарпатье. Его притесняемые правительством жители неоднократно предпринимали попытки вернуться в Православие из навязанного властями униатства, суть которого сводится к признанию власти Папы Римского и католических догматов при сохранении православных обрядов. Ценой этих попыток были гонения, которые, однако, не могли сломить людей.
Особую страницу в эту борьбу вписал преподобный Алексий (Кабалюк). Происходя из униатской семьи, он с юного возраста чувствовал тягу к православной вере. Ему удалось совершить поездку из Австро-Венгрии в Россию и прикоснуться к великим святыням.
Народ Закарпатья в то время остро нуждался в православных священниках, и в 1911 году в России отец Алексий принял священный сан, чтобы стать духовным отцом для своего народа — закарпатских русинов.
Его возвращение в родные места принесло православным едва ли не пасхальную радость. В селе Иза на богослужение собралось несколько тысяч человек, одних причастников была целая тысяча!
Почти не зная отдыха, отец Алексий крестил детей, венчал молодожёнов, ежедневно служил литургию. Происходящее в Изе всколыхнуло и другие сёла, так что вскоре после проповеди отца Алексия около 14 тысяч человек вернулись из униатства в православие.
Священника разыскивали австро-венгерские жандармы, так что он был вынужден ходить в светской одежде и пробираться глухими дорогами в разные сёла. Его помощники помогали доставлять туда разобранный походный храм, так как в захваченных униатами церквях служить было невозможно.
Постоянные преследования вынудили отца Алексия на какое-то время уехать из Закарпатья. Но уже в 1913 году, узнав о начатом вследствие его деятельности судебном процессе против православных, отец Алексий добровольно вернулся в Австро-Венгрию, чтобы разделить всю тяжесть испытаний со своими духовными детьми.
…Обстановка в зале суда была накалена. Государственный прокурор обвинил отца Алексия и с ним ещё 94 человека, в основном простых крестьян, в государственной измене и подготовке присоединения закарпатских земель к России.
В своей последней речи отец Алексий категорически опроверг все эти обвинения:
— Я… ничего не делал против отечества. Всё то, что мы совершали, делали во имя религии, а потому в этом деле последнее слово скажет Христос… Если нам придётся страдать, мы будем страдать за святое дело…
После этих слов раздался плач и крики присутствующих, многие из которых пришли поддержать отца Алексия и других православных обвиняемых. Но повлиять на суд уже было невозможно. Отец Алексий был приговорён к четырём с половиной годам тюрьмы.
После заключения он вернулся в ставшее для него родным село Иза, где в 1921 году основал Свято-Никольский монастырь. В том же году священник инициировал собор православных христиан Закарпатья, которые образовали Карпаторусскую Православную Церковь в составе Сербского патриархата.
Всю оставшуюся долгую жизнь отец Алексий провёл в селе Иза, ведя борьбу за сохранение православия и пользуясь огромным авторитетом среди православных христиан Закарпатья. Он внёс огромный вклад в присоединение в 1944 году карпатских христиан к Русской Православной Церкви.ё
Скончался отец Алексий в 1947 году глубоким старцем. В 2001 году он был прославлен в лике святых.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.