Проезжая по Воронежской области с севера на юг можно увидеть, как уютные пейзажи лесостепной зоны сменяются степью. Только мы были среди дубрав и холмов, поросших осинами. А уже через час мы летим куда-то в бесконечность полевых цветов, где горизонт упирается в небо.
Но вот что-то странное показалось. Как будто на зелёных склонах даже летом не тает снег или лёд. И откуда-то в Черноземье появились белые скалы причудливой формы.
На правом берегу Дона в Воронежской области есть местность Донское Белогорье или иначе Дивногорье. Меловые отложения на поверхности земли сделали её излюбленным местом для туристов и фотографов. Во многих местах здесь можно увидеть столбы из мела, которые называются – дивы. Отсюда происходит и название – Дивногорье. Нередко эту местность сравнивают со знаменитой областью Каппадокия на территории Турции. Только там каменные столбы и горы необычных форм появились вследствие извержения древних вулканов, а здесь на Дону̀ материалом для чудес природы стал тот самый мел, которым пишут на доске в школе.
Роднит Воронежскую область с Каппадокией еще одно сходство. Древняя Каппадокия – страна пещерных православных храмов. Здесь в Донском Белогорье насчитывается 58 пещер, которые в разное время использовались для частной молитвы или богослужения. Из них 16 – пещерные храмы! Есть несколько монастырей с потрясающе интересной историей. Но, пожалуй, самым живописным, является Спасский женский монастырь у села Костомарово.
Белая, словно от снега, возвышенность, на склонах которой расположился монастырь, носит название Фавор – в честь той горы, где преобразился Христос. Чуть повыше здесь есть и Голгофа с Крестом, а у подножия горы Гефсиманский сад и поток Кедрон. Всё как на Святой Земле.
Главный Спасский храм монастыря расположен в пещере. У входа в пещеру стоят две белых скалы-дивы, соединённые звонницей с колоколами. И на белоснежном фоне яркими красками сияют мозаичные иконы Спаса Нерукотворного, Божией Матери с архангелами, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и святых мучениц. Попасть в храм можно по коридору, выточенному в известняке. Главная святыня Спасского храма – икона Божией Матери «Благодатное небо». На иконе видны следы от пуль, выпущенных красноармейцем во время гонений на веру.
В соседней небольшой пещере располагается храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Когда украшали эту церковь, мастерам не пришлось думать о материалах для иконостаса. Они вырезали его прямо из меловых стен!
Дальше идут пещеры, где жили подвижники былых времен, пещерный храм во имя Серафима Саровского и Пещера Покаяния. В этой пещере в тяжелые тридцатые годы исповедовал людей блаженный старец Пётр Еремеенко. Впоследствии он умер за веру в местах заключения
С девяностых годов, когда началось возрождение обители, Костомаровский монастырь стал женским. Сёстры тихо и неспешно несут послушание, но паломникам всегда рады.
Воронежское Дивногорье называют Русской Каппадокией, а Костомаровский монастырь – это образ Святой Земли в белых скалах посреди нашего Черноземья.
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема