Я боюсь летать. Действительно боюсь. И чем дальше, тем хуже. Недавно я подсчитала, что по километражу я трижды облетела землю вокруг. Но ничего мне не помогает. Наоборот, чем больше летаю, тем сильнее боюсь. Один раз я чуть было не осталась в Америке, потому что уж очень страшно было лететь обратно над океаном. Правда, это другая история.
Сколько раз мне объясняли как эта штука работает и почему многотонный металлический ящик набитый людьми не падает. Мне кажется, на земле я даже понимаю в чем там дело. Но когда сажусь в самолет и он, тяжело кряхтя, отрывается от взлетной полосы, все мои знания улетучиваются. Меня трясет от страха. И я в тысячный раз обещаю себе больше никогда не летать на самолетах. Всегда брать билет на поезд сколько бы это не стоило денег и времени. Какая радость эти поезда: «чух-чух-чух», вафля, чай в подстаканнике! А летать среди облаков – это же противоестественно для человека. И невозможно!
Один мой знакомый священник – американец – часто и много летает. Он – большой шутник - рассказал мне, что раньше тоже боялся летать. А потом записал себе в айпод чин отпевания священника и слушает его всю дорогу. Очень, говорит, умиротворяет. Настраивает на нужный лад. И лететь не страшно и если разобъется, то и отпевание уже звучит в наушниках… Ну, не знаю.
И вот настал тот день, когда я вернулась из Южной Африки, после 30 часового перелета с 4 пересадками, и решила, что все. Больше никогда. Это был последний раз. Но не прошло и недели, как мне пришлось срочно отправиться в Париж. Времени на поезд не хватало, а сил лететь не было. Что делать? Последнее средство - молиться.
В моем молитвослове была молитва о путешествующих. Но она короткая и быстро кончилась. А мне нужно было что-то длинное. И я стала читать акафист свт. Николаю. Почему я раньше этого не делала? Свт. Николай успокоил меня лучше всех вместе взятых инженеров, физиков, механиков и аэродинамиков, которые на протяжении моей жизни на все лады объясняли мне, что самолеты не падают – «держатся за воздух».
Дальше – больше. Перед вылетом обратно, как раз накануне праздника свт. Николая, я зашла в русский кафедральный собор в Париже. Помолилась на литургии, причастилась. Подхожу к кресту и священник говорит мне: «а ведь вы в Москву сегодня летите?» Я кивнула. Он засиял и рассказал, что у него неожиданно отменилась оказия, с которой он собирался передать к празднику в один деревенский храм святителя Николая частичку его мощей: «Не могли бы вы взять с собой небольшой ковчежец и передать священнику из того храма. Он приедете в аэропорт – встретит?»
Конечно, я согласилась. И летела в Москву уже не просто молясь святителю Николаю. А непосредственно с ним вместе. Представляете? В самолете со святителем Николаем. И не было страшно! Вот как оказалось. Стоило только вспомнить о молитве и Господь утешил меня больше, чем я даже могла себе представить! Теперь я не боюсь летать.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.