Христианская семья Еспера и Зои Атталийских жила во втором веке. У супругов были сыновья Кириак и Феодул. Благочестивое семейство добровольно приняло на себя страдальческий подвиг за Христа. Зная о том, что им уготована страшная смерть, ни мать с отцом, ни дети не отказались от веры в Господа и поддерживали её друг в друге до последних минут жизни.
Еспер и Зоя приняли христианство ещё в детстве. Став супругами, а потом родителями, и сыновей воспитали христианами. Семья жила в малоазийском городе Атталия – на территории современной турецкой Анталии – и находилась в рабстве у вельможи Катулла. Он был убеждённым язычником, поклонялся богине Фортуне и другим языческим идолам. Есперу, Зое и их детям тяжело жилось в доме Катулла. Они преданно служили, трудились с утра до вечера, но принимать участие в языческих праздниках и молиться идолам отказывались. Катулл не знал, что семья Еспера украдкой убеждает других рабов, а также приходящих в город нищих и странников перейти в христианскую веру.
Так продолжалось до того времени, пока Еспера не отправили на работы в одно из близлежащих селений. Воспользовавшись отсутствием отца, Кириак и Феодул решили бежать от Катулла и начать борьбу с язычниками. Юноши знали, Еспер этого не одобрит. Он считал, что сыновья ещё слишком молоды и могут не выдержать трудностей. Кириак и Феодул попросили у матери благословения на побег. Убеждали её в том, что у них больше нет сил жить с нечестивыми людьми, но Зоя бежать запретила. Она, как и отец, боялась за своих мальчиков. Тогда дети стали настаивать на том, чтобы мать разрешила им открыто исповедовать веру во Христа. Зоя колебалась. Кириак и Феодул напомнили ей, как она сама всегда внушала им, что нужно хранить данную апостолом Павлом заповедь: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными». Братья уверяли, что им не страшны никакие испытания. Они говорили так: «Если мы своё тело отдадим во власть нечестивого Катулла на мучения за имя Христово, то, хотя бы он после пыток и умертвил нас, но души наши будут жить вечно».
Видя, что ей не удержать сыновей, Зоя согласилась. Братья отправились в покои Катулла и объявили ему, что они христиане. Катулл удивился, но решив, что юноши лишились рассудка, не стал их наказывать, а приказал Зое взять детей и отправиться к Есперу. Самому же Есперу просил передать, чтобы он повлиял на сыновей и убедил их отречься от Христа. Не стал этого делать Еспер. Вместе с приехавшими к нему женой и сыновьями он усердно молился, чувствуя, что всем им предстоят тяжёлые испытания. Семья старалась подготовиться к ним и мужественно принять мучения за веру.
А вскоре у Катулла родился сын. Вельможа широко праздновал это событие. На празднике веселился весь город. Люди приносили жертвы идолам, раздавали угощение. Катулл пожелал, чтобы его слуги пировали тоже. Всем рабам послали с барского стола сладкие вина и изысканные блюда.Получила их и семья Еспера. И не только отказалась пробовать пищу, Зоя к тому же вышла во двор и выбросила мясо собакам, а вино вылила на землю. Это видел один из рабов Катулла и тут же доложил обо всём господину.
Катулл страшно разгневался. Когда семейство привели к нему, он спросил у Зои, на что чью защиту она наделась, когда наносила ему такое оскорбление? Зоя ответила: «Надежда и упование наше – Господь Иисус Христос - Сын Бога Живого. Боги же, которых ты чтишь – бесы».
Взбешённый Катулл приказал схватить Кириака и Феодула и пытать их на глазах родителей. Мать и отец, глядя на страдания сыновей, умоляли их не бояться и стойко переносить испытания. Видя, что непокорное семейство не собирается молить о пощаде, Катулл велел сжечь в печи всех четверых. Последними словами мучеников были слова молитвы: «Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, прими в мире души наши!». Предание гласит, что в минуты гибели семьи слышалось ангельское пение. А когда наутро тела Еспера, Зои и их сыновей достали из печи, оказалось, что они совершенно не тронуты огнём.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».