Христианская семья Еспера и Зои Атталийских жила во втором веке. У супругов были сыновья Кириак и Феодул. Благочестивое семейство добровольно приняло на себя страдальческий подвиг за Христа. Зная о том, что им уготована страшная смерть, ни мать с отцом, ни дети не отказались от веры в Господа и поддерживали её друг в друге до последних минут жизни.
Еспер и Зоя приняли христианство ещё в детстве. Став супругами, а потом родителями, и сыновей воспитали христианами. Семья жила в малоазийском городе Атталия – на территории современной турецкой Анталии – и находилась в рабстве у вельможи Катулла. Он был убеждённым язычником, поклонялся богине Фортуне и другим языческим идолам. Есперу, Зое и их детям тяжело жилось в доме Катулла. Они преданно служили, трудились с утра до вечера, но принимать участие в языческих праздниках и молиться идолам отказывались. Катулл не знал, что семья Еспера украдкой убеждает других рабов, а также приходящих в город нищих и странников перейти в христианскую веру.
Так продолжалось до того времени, пока Еспера не отправили на работы в одно из близлежащих селений. Воспользовавшись отсутствием отца, Кириак и Феодул решили бежать от Катулла и начать борьбу с язычниками. Юноши знали, Еспер этого не одобрит. Он считал, что сыновья ещё слишком молоды и могут не выдержать трудностей. Кириак и Феодул попросили у матери благословения на побег. Убеждали её в том, что у них больше нет сил жить с нечестивыми людьми, но Зоя бежать запретила. Она, как и отец, боялась за своих мальчиков. Тогда дети стали настаивать на том, чтобы мать разрешила им открыто исповедовать веру во Христа. Зоя колебалась. Кириак и Феодул напомнили ей, как она сама всегда внушала им, что нужно хранить данную апостолом Павлом заповедь: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными». Братья уверяли, что им не страшны никакие испытания. Они говорили так: «Если мы своё тело отдадим во власть нечестивого Катулла на мучения за имя Христово, то, хотя бы он после пыток и умертвил нас, но души наши будут жить вечно».
Видя, что ей не удержать сыновей, Зоя согласилась. Братья отправились в покои Катулла и объявили ему, что они христиане. Катулл удивился, но решив, что юноши лишились рассудка, не стал их наказывать, а приказал Зое взять детей и отправиться к Есперу. Самому же Есперу просил передать, чтобы он повлиял на сыновей и убедил их отречься от Христа. Не стал этого делать Еспер. Вместе с приехавшими к нему женой и сыновьями он усердно молился, чувствуя, что всем им предстоят тяжёлые испытания. Семья старалась подготовиться к ним и мужественно принять мучения за веру.
А вскоре у Катулла родился сын. Вельможа широко праздновал это событие. На празднике веселился весь город. Люди приносили жертвы идолам, раздавали угощение. Катулл пожелал, чтобы его слуги пировали тоже. Всем рабам послали с барского стола сладкие вина и изысканные блюда.Получила их и семья Еспера. И не только отказалась пробовать пищу, Зоя к тому же вышла во двор и выбросила мясо собакам, а вино вылила на землю. Это видел один из рабов Катулла и тут же доложил обо всём господину.
Катулл страшно разгневался. Когда семейство привели к нему, он спросил у Зои, на что чью защиту она наделась, когда наносила ему такое оскорбление? Зоя ответила: «Надежда и упование наше – Господь Иисус Христос - Сын Бога Живого. Боги же, которых ты чтишь – бесы».
Взбешённый Катулл приказал схватить Кириака и Феодула и пытать их на глазах родителей. Мать и отец, глядя на страдания сыновей, умоляли их не бояться и стойко переносить испытания. Видя, что непокорное семейство не собирается молить о пощаде, Катулл велел сжечь в печи всех четверых. Последними словами мучеников были слова молитвы: «Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, прими в мире души наши!». Предание гласит, что в минуты гибели семьи слышалось ангельское пение. А когда наутро тела Еспера, Зои и их сыновей достали из печи, оказалось, что они совершенно не тронуты огнём.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема