11 января отмечается Международный день «спасибо». Мы благодарим людей, которые делают нам добро; говорим о том, как мы признаем это и ценим. Благодарность — это не вопрос формального этикета. Это вопрос жизни и смерти.
Как-то я смотрел документальный сериал ВВС «Вокруг света за восемьдесят религий» Ведущий - англиканский священник, посещает различные религиозные общины по всему миру и в конце концов добирается до эфиопских православных общин. Это люди, живущие как бы в глубоком средневековье, в местности с очень суровым климатом, часто оказывающиеся на грани голода. И вот улыбаясь, пожилой диакон говорит ведущему: «Если у нас не будет хлеба, мы будем питаться присутствием Господа». Это люди исполненные любви и радости, всегда готовые поделиться своим скудным пропитанием с непонятно откуда взявшимся чужеземцем. У глубоко взволнованного англичанина стоят слезы на глазах. Почему эти люди счастливы? Они благодарны за то немногое, что у них есть. За каждый новый день, за простую пищу, за родных и друзей, за гостя, которого послал Бог.
У современного городского жителя есть гораздо больше вещей — но гораздо меньше радости. Радость приходит, когда мы научаемся благодарить за то, что у нас есть. За милость Бога и за доброту людей. Это трудно, потому что сказать «спасибо» значит в чем-то смирить гордыню, признать себя получателем милости, смиренно согласиться на чужую доброту. Но гордыня — это как опухоль; она нас душит и давит, и отравляет нашу жизнь, и погубит окончательно, если от нее не избавиться. И «Спасибо» - это очень важное и целительное слово. Не случайно в нашем языке слово «спасибо» происходит от «спаси Бог».
Я знаю историю одного человека, который был очень недоволен своей женой. Ему казалось, что она не понимает его, не поддерживает и постоянно критикует. Он срывался — и отношения шли к краху. В молитве он стал искать мудрости у Бога, и ему пришла в голову мысль перечислять не то, чем он недоволен в поведении своей супруги, а то, за что он может поблагодарить. И случилось чудо — его отношение полностью изменилось. Он перестал выискивать на что бы ему обидеться и чем бы остаться недовольным — но, напротив, находил новые поводы для благодарности. Он понял, в чем был неправ, и простил ей, в чем она была неправа — и их семья была спасена.
Уныние, озлобленность, недовольство, претензии, которые никто никогда не удовлетворит — все это разрушает и отношения между людьми, и жизнь каждого отдельного человека. И из этого есть выход — сказать Богу и людям «спасибо». Я благодарен. Даже если сначала мы не чувствуем благодарности — просто потому, что поблагодарить — справедливо. За куском хлеба, который мы ели сегодня утром, стоит Божий промысел и человеческий труд.
Но со временем мы приобретём привычку к благодарению и благодарный взгляд на жизнь — и это сделает нас счастливыми.
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 146. На струнах Псалтири
(Аллилуия.)
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их.
4 Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку);
9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит;
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 317 зач., VII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У священства есть масса функций: это и богослужение, и учительство, и духовное окормление, и совершение таинств, и молитвенное предстательство за людей. Если же сказать кратко, то священство нужно для того, чтобы приводить людей к Единому Истинному Пастырю Господу нашему Иисусу Христу. Христос — вот высшая цель священства Нового Завета, а всё прочее — лишь средства. Священство Ветхого Завета было устроено иначе, у него были другие цели и задачи. С приходом Христа ветхозаветное священство утратило свой смысл, эту мысль доносит до нас 7-я глава Послания апостола Павла к Евреям. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из этой главы. Давайте его послушаем.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Послание к Евреям задаёт очень верный вопрос: кто достиг совершенства благодаря закону Ветхого Завета? Да, мы можем вспомнить множество праведников Ветхого Завета, но все они либо жили до появления закона — к примеру, Ной, Авраам, Исаак и Иаков, либо они выходили за очерченные законом рамки, здесь в качестве примера можно вспомнить о пророках и об Иоанне Предтече. Если же люди строго следовали закону и не выходили за его пределы, то вместо искомого совершенства они получали нечто совсем иное, то, что Спаситель называл лицемерием. Оказалось, что простое исполнение закона, даже самое тщательное, не сообщает человеку никаких духовных дарований, а вот надменность и гордыня приходят почти неизбежно.
Священство ничем помочь не могло. У священников были совсем иные задачи: они совершали богослужения в Иерусалимском храме, богослужения были неразрывно связаны с жертвоприношениями, и, по мысли закона, такое служение Богу должно было примирять человека с Богом. Однако ещё пророк Исайя возвестил голос Божий: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Ис. 1:11). Оказалось, что всё то, на чем строилось служение Богу в ветхозаветную эпоху, не приводит человека к Богу, но, напротив, при определённых условиях может человека от Бога удалить.
Автор Послания к Евреям предлагает вспомнить об этом и ответить на вопрос о совершенстве. Если совершенство было недостижимо, то стоит ли держаться за постановления Ветхого Завета? Или всё же стоит обратить внимание на Того, Кто способен помочь человеку стать совершенным с тем, чтобы затем войти в непосредственное общение с Богом и обрести спасение? Речь, конечно же, идёт о Христе, ведь Он — Новый Адам, и Он же, как о том было сказано в прозвучавшем сегодня апостольском отрывке, «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:28).
Слушая слова Послания к Евреям, невозможно не удивиться и не подумать: а какое это всё отношение имеет к нам, ведь мы не только не исполняем постановления Ветхого Завета, о большинстве из них мы и вовсе никогда не слышали и не услышим? Зачем нам эти слова апостола?
В качестве ответа нам стоит подумать вот о чём: а нет ли в нашей жизни того, с помощью чего мы надеемся обрести совершенство? К примеру, некоторые широко известные герои Достоевского думали, что совершенство придёт вместе с богатством, ну а некоторые наши современники полагают, что совершенство тела синоним совершенства человека. Подобного рода поисков совершенства вне Христа бесконечное множество, и крайне непросто ими не увлечься. Сегодня Церковь в очередной раз напоминает, что тратить время своей жизни на такой поиск категорически не стоит, она дана нам для того, чтобы стяжать полноту веры во Христа и в Нём обрести спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











