В календаре Русской Православной Церкви два дня памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, носят особые народные названия: "Никола зимний" и "Никола летний" или "Никола вешний". Зимний празднуется 19 декабря. А летний - 22 мая. В декабре мы вспоминаем мирную кончину святителя, а майский праздник посвящён перенесению мощей святого из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Почему этот день так чествуется, в чём особенность этого торжества?
Поклонение памяти святого Николая и его мощам началось практически сразу после кончины архиепископа. В 335 году его с почестями похоронили в соборной церкви города Миры. Паломники приходили к гробнице святителя с молитвами и просьбами об исцелении и помощи.
Постепенно Византийская империя приходила в упадок. На её обширные территории стали покушаться воинственные соседи. Приграничная Ликия подвергалась набегам турок-османов. Завоеватели разоряли и оскверняли христианские святыни. Не раз они покушались на гробницу святителя Николая. В седьмом веке базилика архиепископа Николая была разрушена. Сама гробница не пострадала, храм восстановили, но в более скромном виде.
Восточная Римская империя гибла, а Западная наоборот, переживала бурный рост. Портовые итальянские города, такие как Венеция или южноитальянский Бари богатели на торговле, но не брезговали и разбоем.
В тысяча восемьдесят седьмом году купцы из Бари решили, что мощи Николая Чудотворца будут в безопасности у них в городе, а сам святитель станет покровителем Бари. В это же время жители Венеции стали интересоваться судьбой святых останков. В Бари поспешили собрать экспедицию, которая вскоре высадилась в Мирах.
В это время немногочисленные горожане укрывались в горах, опасаясь очередного набега турок. У гробницы находились лишь четыре монаха. Мореплаватели пытались подкупить их, но иноки отвергли торг. Монахи сопротивлялись, но силы были слишком не равны. Барийцы вскрыли гробницу, спешно перенесли мощи на корабль и отправились на родину.
Но оказалось, что захватчики оставили часть реликвий в могиле. Венецианцы предприняли такую же экспедицию и забрали святыню. Мощи чудотворца положили в храме святого Николая на острове Лидо. Жители Мир оплакивали потерю святыни как личное горе.
Торжественный день прибытия в Бари мощей святителя Николая стал праздником для города, а позже и для остального христианского мира. Но в Греции этот день до сих пор не считают торжеством.
В Киеве стали особо вспоминать Николая Чудотворца в день переноса его мощей в Бари уже через несколько лет после случившегося. В русских княжествах издавна чтили великого угодника Божия. Перемещение святыни здесь восприняли как спасение от осквернения турками. И действительно, со временем от некогда многолюдного города Миры остались лишь руины. Сейчас это небольшой турецкий городок Демре. В середине девятнадцатого века русская общественность предпринимала попытки возродить там православный храм. Но турецкие власти усмотрели в этом политический подтекст и наложили запрет. Лишь во второй половине двадцатого века начались археологические раскопки базилики, сейчас там музей.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница