
В календаре Русской Православной Церкви два дня памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, носят особые народные названия: "Никола зимний" и "Никола летний" или "Никола вешний". Зимний празднуется 19 декабря. А летний - 22 мая. В декабре мы вспоминаем мирную кончину святителя, а майский праздник посвящён перенесению мощей святого из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Почему этот день так чествуется, в чём особенность этого торжества?
Поклонение памяти святого Николая и его мощам началось практически сразу после кончины архиепископа. В 335 году его с почестями похоронили в соборной церкви города Миры. Паломники приходили к гробнице святителя с молитвами и просьбами об исцелении и помощи.
Постепенно Византийская империя приходила в упадок. На её обширные территории стали покушаться воинственные соседи. Приграничная Ликия подвергалась набегам турок-османов. Завоеватели разоряли и оскверняли христианские святыни. Не раз они покушались на гробницу святителя Николая. В седьмом веке базилика архиепископа Николая была разрушена. Сама гробница не пострадала, храм восстановили, но в более скромном виде.
Восточная Римская империя гибла, а Западная наоборот, переживала бурный рост. Портовые итальянские города, такие как Венеция или южноитальянский Бари богатели на торговле, но не брезговали и разбоем.
В тысяча восемьдесят седьмом году купцы из Бари решили, что мощи Николая Чудотворца будут в безопасности у них в городе, а сам святитель станет покровителем Бари. В это же время жители Венеции стали интересоваться судьбой святых останков. В Бари поспешили собрать экспедицию, которая вскоре высадилась в Мирах.
В это время немногочисленные горожане укрывались в горах, опасаясь очередного набега турок. У гробницы находились лишь четыре монаха. Мореплаватели пытались подкупить их, но иноки отвергли торг. Монахи сопротивлялись, но силы были слишком не равны. Барийцы вскрыли гробницу, спешно перенесли мощи на корабль и отправились на родину.
Но оказалось, что захватчики оставили часть реликвий в могиле. Венецианцы предприняли такую же экспедицию и забрали святыню. Мощи чудотворца положили в храме святого Николая на острове Лидо. Жители Мир оплакивали потерю святыни как личное горе.
Торжественный день прибытия в Бари мощей святителя Николая стал праздником для города, а позже и для остального христианского мира. Но в Греции этот день до сих пор не считают торжеством.
В Киеве стали особо вспоминать Николая Чудотворца в день переноса его мощей в Бари уже через несколько лет после случившегося. В русских княжествах издавна чтили великого угодника Божия. Перемещение святыни здесь восприняли как спасение от осквернения турками. И действительно, со временем от некогда многолюдного города Миры остались лишь руины. Сейчас это небольшой турецкий городок Демре. В середине девятнадцатого века русская общественность предпринимала попытки возродить там православный храм. Но турецкие власти усмотрели в этом политический подтекст и наложили запрет. Лишь во второй половине двадцатого века начались археологические раскопки базилики, сейчас там музей.
23 декабря. О том, как не опоздать в Царствие Небесное
В 4-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Господе: «Будем опасаться, чтобы, когда еще остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».
О том, как не опоздать в Царствие Небесное, — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 декабря. О почитании Святителя Иоасафа Белгородского

Сегодня 23 декабря. День Святителя Иоасафа Белгородского, жившего в восемнадцатом веке.
О его почитании — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 65. Богослужебные чтения
Как известно, сколько бы верёвочка ни вилась, конец у неё обязательно найдётся. Это я к тому, что человек может, конечно, поэкспериментировать с Божественным терпением. Но рано или поздно оно закончится. И тогда экспериментатор в полной мере ощутит, что явно сделал что-то не то. Об этом, в частности, речь идёт в псалме 65-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 65.
Начальнику хора. Песнь.
1 Воскликните Богу, вся земля.
2 Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.
3 Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.
4 Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!
5 Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.
6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём.
7 Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.
8 Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.
9 Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться.
10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11 Ты ввёл нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
12 посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
13 Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,
14 которые произнесли уста мои и изрёк язык мой в скорби моей.
15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.
16 Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.
17 Я воззвал к Нему устами моими и превознёс Его языком моим.
18 Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь.
19 Но Бог услышал, внял гласу моления моего.
20 Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.
Услышанный нами псалом был составлен не Давидом. Его написал неизвестный автор примерно в седьмом веке до Рождества Христова. Поводом для создания произведения стало неожиданное и для древней Иудеи, и для всего Ближнего Востока поражение могущественного войска ассирийского царя Сеннахирима. Тот не просто стремился захватить те или иные земли, но делал это подчеркнуто цинично, вызывающе.
Однажды ассирийский правитель, так сказать, положил глаз на Иудею. Сначала Сеннахирим обложил её данью, а потому и вовсе решил разорить. Тогдашний иудейский царь Езекия, в общем-то, был готов к тем или иным компромиссам, но, когда огромное войско ассирийцев осадило Иерусалим, приготовился дать ему отпор. Хотя понимал, что шансов, на самом деле, почти нет. Езекия был хорошим царём и благочестивым человеком. Он не только сам старался жить в соответствии с заповедями Божиими, но и подданных к тому же призывал. Царь, например, постарался искоренить все языческие культы, которые в те времена существовали среди иудеев.
Во время нападения ассирийцев Езекия молился Господу об избавлении от страшной угрозы. Молился не только о себе, но и о народе. И люди тоже стали просить Бога о помощи. Она пришла. Неожиданно в ассирийском лагере вспыхнула какая-то тяжёлая и особо заразная болезнь. В итоге, без какой-либо битвы неприятели потерпели поражение и вынуждены были бежать. И автор псалма, наблюдая за торжеством Божиим, ликует. Он, в частности, пишет: «Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!» Так псалмопевец обращается к другим народам, призывая их признать могущество истинного Господа.
Для автора псалма неожиданная победа гармонично входит в череду тех чудес, которые Бог творил, защищая ветхозаветных евреев от различных опасностей. Мы, например, слышим такие слова в псалме: «Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём». Здесь речь идёт о переходе евреев через Красное море во время исхода из Египта. Тогда силой Божией пророк Моисей смог разделить морские воды, и иудеи прошли по дну морскому, как по суше.
Но Бог приходил на помощь древним евреям не в силу их какой-то гарантированной и объективной избранности, а потому что они стремились быть Господу верны. Об этом и пишет псалмопевец: «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. ... Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего». Итак, и автор псалма, и царь Езекия, от лица которого были как бы произнесены прозвучавшие слова, и весь народ еврейский в то время жили в благочестии и верности заповедям Господним. Потому и спаслись, и стали свидетелями чуда.
Но прошло какое-то время. И всё изменилось к худшему. Преемник Ассирии, Вавилон, захватил Иудею и разрушил Иерусалим. Это случилось не потому, что Господь ослаб, а потому что ослабла вера Его народа. Древние евреи впали в идолопоклонство, стали жить в пороках и сами лишили себя защиты Божией. Что служит уроком и для нас, тех, кто в настоящее время является частью нового народа Божия — Церкви Христовой. Если хотим мы быть Господом хранимыми, будем Ему верны и словом, и делом.











