
Фото: Anna Mircea/Unsplash
Весёлая, шумная толпа гимназистов бродила по окрестностям Ставрополя. Накануне они сдали последний выпускной экзамен, впереди их ждала взрослая, самостоятельная жизнь, но сегодня можно было ещё немного побыть беззаботными детьми. В Архиерейском лесу, возле пруда, гимназисты решили устроить пикник – развели костёр, а кто-то из ребят даже самовар с собой умудрился прихватить!
Один молодой человек из их компании спустился к деревянным мосткам, чтобы набрать воды и вскипятить чай. Влажные брёвна были скользкими и шаткими. С самоваром в руках, парень, балансируя, пытался удержать равновесие. С берега друзья подбадривали его весёлыми возгласами. И вдруг – всплеск воды, крик: «Помогите, тону!» Молодой человек поскользнулся и вместе с самоваром упал в воду.
Пруд был очень глубоким, прямо у берега начинался обрыв. Никто из ребят не решался прыгнуть в воду, чтобы помочь товарищу. А бедный парень почти совсем не умел плавать…
Вдруг кто-то с разбега прыгнул в пруд. Через несколько минут уже нахлебавшегося тины парня вытащила на берег… девушка! Тоненькая, узколицая, с длинными косами. Она прыгнула в воду прямо в гимназическом платье и ботинках…
Римма Иванова с детства чувствовала в себе желание защищать людей от опасности. В пять лет она сама прогнала огромного пса, который грозно рычал на старшего брата, а когда её спрашивали, кем она будет, когда вырастет, девочка отвечала: «Солдатом!»
Конечно, всерьёз такое стремление Риммы тогда никто не воспринимал, и когда после окончания гимназии она устроилась учительницей в сельскую школу, о детских амбициях девушки не вспоминали даже в шутку. Но сама Римма, как оказалось, о них не забыла.
Началась Первая Мировая. В первые же дни войны Римма записалась на курсы сестёр милосердия. День и ночь она трудилась в ставропольском военном госпитале, ухаживая за ранеными. Но здесь был тыл, а её сердце рвалось на поля сражений. Боевые рассказы солдат окончательно утвердили девушку в давно созревшем решении – бежать на фронт.
Когда в восемьдесят третьем пехотном Самурском полку появился рядовой Миша Иванов, никто не заподозрил подвоха. А через несколько дней, тяготившаяся собственным обманом, Римма пошла к командованию и всё честно рассказала. Неожиданно для неё, командир не прогнал девушку с позором, а похвалил за храбрость и оставил служить полковой сестрой милосердия.
Римма Иванова бесстрашно носилась по полю боя, вытаскивая тяжело раненных солдат из воронок, оказывая помощь прямо на передовой, под пулями врага, ежеминутно рискуя быть убитой. Солдаты звали её «наша Жанна Д’Арк».
Спустя полгода, по просьбе матери и отца, Римма взяла длительный отпуск. Встречая дочь на вокзале, родители ожидали увидеть всё ту же наивную девочку с косичками и растерялись, когда из вагона к ним вышел настоящий боец, прошедший все ужасы войны. На груди у Риммы блестели два солдатских Георгиевских креста…
Однако отпуск получился недолгим. Римма стала получать письма от солдат: «Вы своей самоотверженностью вселяете веру в тяжелораненых…»; «Ваша помощь там, где льётся кровь, была так нужна…». Иванова не выдержала, и в августе пятнадцатого года снова уехала на фронт. Римму перевели в сто пятый Оренбургский полк, при котором служил фельдшером её брат. Но, как и прежде, в тылу она оставаться не пожелала и отправилась на передовую.
К сентябрю положение стало тяжёлым. Враг стоял близко, шли ожесточённые бои. Римма едва успевала перевязывать раны и выносить солдат из-под пуль. В одной из атак убили командира, и рота пошла в отступление. Увидев это, Римма поднялась во весь рост, громко крикнула:
Солдаты, за мной!» - и двинулась на неприятеля. За ней пошли все, кто ещё был способен держать оружие. Вдруг хрупкая фигура Риммы пошатнулась. Девушка упала на землю. Рана оказалась смертельной, и Римма Иванова со словами «Господи, спаси Россию!» умерла на руках у солдат. Ей был двадцать один год.
Спустя некоторое время на адрес родителей Риммы пришло письмо. В нём была обгоревшая во время атаки фотокарточка самоотверженной сестры милосердия и стихи, посвящённые ей:
«Шла женщина без страха и сомненья,
Склоняясь к страждущим, и нежною рукой
Спешила облегчить великие мученья
Иль лаской проводить страдальца на покой…»
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!