
Святитель Николай, именуемый Чудотворцем, издавна был в России одним из почитаемых святых. Родился этот удивительный человек в третьем веке от Рождества Христова, в греческой колонии Патара римской провинции Ликия, на юге Малой Азии – сейчас это территория Турции.
Будущий епископ появился на свет в богатой благородной семье. Само его рождение было чудом – его родители, Феофан и Нонна, дожили до седин, оставаясь бездетными. Они много молились о даровании наследника и дали обет, если это произойдет, благословить первенца на служение Богу и людям. Когда надежды на то, что молитвы будут услышаны, уже почти не осталось, у Нонны родился сын. Мальчика назвали Николаем.
Дарованный Богом ребенок словно спешил исполнить родительский обет. В самые ранние годы его не занимали игры со сверстниками, охотнее всего он посвящал свое время молитве и чтению духовной литературы. Уже в юности Николай отличался цельностью характера, твердостью веры и мудростью. Он стал опорой своему дяде, епископу Патарскому, которого также звали Николаем. Этот архиерей и рукоположил племянника в священнический сан.
Молитвенная связь молодого священника с Богом была настолько живой, что позволяла ему прозревать будущее и совершать иные чудеса. Так, возвращаясь на корабле из паломничества на Святую землю, святой Николай предвидел грядущую бурю. Он не только предупредил команду об опасности, но и своей горячей молитвой смог успокоить разбушевавшееся море.
Но не только, и не столько сверхъестественные дарования привлекали к священнику Николаю сердечное внимание жителей города. Его любили за доброту и отзывчивость. Участливый пастырь никогда не мог равнодушно пройти мимо чужой беды. Так, однажды, он стал невольным участником такого нелегкого разговора…
Отец:
Ну что, дочь моя, известия у меня для тебя неутешительные. Сделка, на которую я возлагал большие надежды, оказалась столь же убыточной, как и предыдущие. Нужно признать, что мы полностью разорены. Самое горькое, что я истратил все средства, предназначенные в приданое тебе и двум твоим сестрам. И не осталось никакой надежды выдать вас замуж.
Дочь:
Отец, я не могу видеть тебя таким несчастным. Я готова заняться постыдным ремеслом, чтобы помочь вам, моим самым близким людям. Вы не будете нуждаться, пока я молода и красива. А может быть, удастся скопить денег на приданое сестрам, и они будут счастливы.
Отец:
Знаешь, дочка, твои сестры сказали мне то же самое. Наверное, я не такой уж плохой отец, раз каждая из трех моих дочерей готова пожертвовать собой ради других… Но мне мучительно думать, что такая скверная участь уготована кому-то из вас. Неужели это произойдет с нами?
Позорная участь не коснулась этой семьи. В ту же ночь святой Николай тайком подбросил старшей дочери разорившегося горожанина кошелек с золотом. Обрадованный отец поспешил выдать девушку замуж. Вскоре таким же образом помощь получила средняя сестра – и она тоже обрела семейное счастье.
Горожанин уже не отчаивался, что младшей дочери не удастся найти достойного жениха. Он ждал, что таинственный благодетель подаст спасительную помощь и в третий раз. Отец хотел непременно узнать, кто избавил его любимых дочерей от бесчестья, он не спал ночами, ожидая доброго визитера. И едва заслышав, что в окно упал узелок с монетами, поспешил догнать жертвователя, чтобы поблагодарить его. Так людям стало известно одно из бесчисленных добрых дел, тайно совершаемых священником. Кстати, считается, что именно этот случай породил добрую традицию делать приятные сюрпризы на Рождество. Ведь прототип Санта Клауса, который приносит детям подарки под елку – это не кто иной, как Николай Чудотворец!
Святой Николай тяготился славой. Он перебрался из родных мест, где его превозносили, в город Миры. К этому времени священник полностью раздал нуждающимся наследство, доставшееся ему от родителей, и жил скромно, как простой бедняк.
Когда в Мирах скончался архиерей, ангел, явившись людям, открыл, что главой Ликийской церкви должен стать Николай. Священник долго отказывался, но затем уступил просьбам народа. Став епископом, он остался скромен и кроток. Его двери всегда были открыты для всех, кто в нем нуждался.
Но самое удивительное в истории об архиепископе Мир Ликийских, жившем в далеком четвертом веке – это неоспоримый факт, что он и после своей кончины продолжает оказывать помощь людям, которые обращаются к нему с молитвенными просьбами. По всему земному шару звучат горячие обращения: «Святитель Николай, помоги!». Не кончается поток паломников в итальянский город Бари, куда из Мир были перевезены мощи святого в конце одиннадцатого столетия. Не иссякает и милосердная отзывчивость святого Николая, именуемого с любовью Заступником и Чудотворцем.
Павел Плешанов «Христос у Марфы и Марии»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Вы замечали, Андрей Борисович, что во всех картинных галереях России есть полотна на Евангельские темы? И Ярославский художественный музей, в котором мы находимся — не исключение.
— Это не удивительно, Маргарита Константиновна! В девятнадцатом веке русские художники часто обращались к сюжетам Нового Завета. Вот перед нами одна из таких картин, она создана в 1854 году, называется «Христос у Марфы и Марии». Художник Павел Плешанов проиллюстрировал десятую главу Евангелия от Луки.
— Удивительная история! Две сестры принимают Спасителя в своём доме. Марфа трудится, чтобы накормить Христа, накрывает на стол. Мария сидит у Его ног и внимательно слушает. Первой трудно и досадно одной хлопотать по хозяйству, она говорит об этом Иисусу.
Андрей Борисович
— А Он отвечает: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
— Сюжет глубокий, сложный. Я много размышляла над ним, читала толкования. Но так и смогла понять — неужели молитвенное сосредоточение для человека предпочтительнее деятельного служения?
— Но выбор так и не должен стоять! И то и другое одинаково важно.
— Но как же? Христос подчеркнул, что Мария избрала благую часть, и упрекнул Марфу за излишние хлопоты.
— Не за хлопоты, Маргарита Константиновна — за суету. За то состояние, в котором человек — от усталости или по иным причинам, становится раздражительным. И ему кажется, что другие трудятся меньше, не стараются. Господь указал Марфе, что Мария не бездельничает. В её душе происходит работа, оценить которую может только Он, Сердцеведец.
— И вы хотите сказать, что труд Марфы при этом Христос не умалял?
— Конечно же нет! И Павел Плешанов подчеркнул это в своей картине. Взгляните, Марфа подаёт угощение на стол, и в руках её — ваза, наполненная фруктами — сливами, персиками... Так символически показано, что служение ближнему приносит богатые плоды.
— А облик Марии на полотне — олицетворение пламенной молитвы. Она вся обратилась в слух, внимая словам Спасителя. И алые одежды девушки говорят о том, что её душа горит любовью к Богу.
— При этом образы двух святых сестёр неразрывны! Недаром великая княгиня Елизавета Фёдоровна, учредив в 1909 году монашескую обитель, назвала её Марфо-Мариинской. Подобно Марии сёстры хранили сердечную устремлённость к Богу, а по примеру Марфы трудились ради других.
— Елизавета Фёдоровна неслучайно выбрала именно этих небесных покровительниц для своего монастыря. А вот интересно, почему Павел Плешанов сделал сюжет о Марфе и Марии темой своей картины?
— Возможно, художник искал в этом евангельском отрывке выход из внутреннего конфликта.
— Конфликта? Но какого?
— Павел Фёдорович родился в богатой купеческой семье, окончил коммерческое училище в Санкт-Петербурге. И должен был продолжить дело отца, посвятить себя торговле. Но он чувствовал призвание к живописи, считал, что это дар от Бога. И сделал выбор — поступил в Императорскую академию художеств.
— Но Плешанов мог заниматься искусством и жить безбедно за счёт родительского капитала.
— Наверное, мог бы! Однако, жизнь распорядилась иначе. Брат художника взял семейное дело в свои руки — и вскоре полностью разорился. Павел Фёдорович приютил его в своей казённой квартире при Академии художеств. И содержал большую семью, продавая картины и трудясь преподавателем.
— Сначала пример святой Марии вдохновил художника не размениваться на житейскую суету, а затем Марфа послужила для него образцом самоотверженной заботы о близких.
— Да, евангельская история стала для Павла Плешанова не только темой картины «Христос у Марфы и Марии». Она отразилась в его жизни.
Картину Павла Плешанова «Христос у Марфы и Марии», можно увидеть Ярославском художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Алексей Тыранов «Мальчик, пускающий мыльные пузыри»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Художник Алексей Тыранов. «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Паша, взгляни! Отрок лет двенадцати в холщовой домотканой рубахе сосредоточенно надувает щеки, пуская воздух через соломинку. Трудится над созданием маленького радужного чуда, забыв обо всем на свете. Тебе эта картина ничего не напоминает?
— Конечно, напоминает, дядя Андрей! Бабушка тогда очень огорчилась, узнав, что я весь её шампунь истратил на мыльные пузыри. Забавно, что эта история из детства настигла меня здесь, в Саранске, в музее изобразительных искусств.
— Тема мыльных пузырей в живописи очень распространена, племянник! Так что картины, ей посвящённые, ты можешь встретить во многих музеях мира!
— Правда?
— О, да! Художник Алексей Тыранов создал своё произведение в 1827 году. А прозрачные радужные шары из пены привлекли художников намного раньше. Первым мыльный пузырь изобразил голландский живописец Корнелис Кетель ещё во второй половине шестнадцатого века.
— И его идею подхватили?
— Да, в семнадцатом столетии она стала весьма востребованной.
— А ведь это непросто — изобразить летящую прозрачную сферу! Наверное, те, кому это удавалось, считались большими мастерами!
— Мыльный пузырь на картине, как знак качества — интересная мысль! И, в общем, верная. Но дело не только в этом. То, что сейчас мы знаем исключительно, как детскую забаву, в средние века служило символом скоротечности бытия. И на полотнах пузыри часто соседствовали с человеческими черепами.
— Вот как! Я удивлён! Картина «Мальчик, пускающий мыльные пузыри», мыслей о смерти не вызывает.
— У этого произведения иной смысл! Алексей Тыранов хотел вызвать у зрителя симпатию к герою картины. Художник стремился раскрыть внутренний мир крестьянского мальчика, показать его увлечённость творческой игрой, сосредоточенность. Для русской живописи начала девятнадцатого века это было весьма необычно и смело!
— Что ж тут смелого и необычного?
— Писать портреты простолюдинов в России долгое время было непринято. Одним из первых изображать крестьян стал Алексей Венецианов — помещик Тверской губернии, академик живописи. Он не только посвятил простым деревенским людям множество полотен, но ещё и создал в своем имении школу рисования для бедных.
— Для крестьян?
— Учениками Венециановской школы были не только крепостные крестьяне, но и малоимущие горожане. Как, например, Алексей Тыранов, автор картины «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Это от своего учителя он усвоил внимательное и бережное отношение к персонажу картины, какого бы он ни был сословия и возраста.
— Достойно уважения, правда?
— Безусловно! Каждая человеческая жизнь — чудо, сотворенное Богом. Вне зависимости, кому она принадлежит — монаршей особе или бедному крестьянину. Именно это хотел напомнить современникам Алексей Тыранов своей картиной «Мальчик, пускающий мыльные пузыри».
— Это и в наше время важно помнить.
Картину Алексея Тыранова «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» можно увидеть в Саранске, Мордовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема







