После 1917-ого года, когда русские священнослужители подверглись гонениям, их жёны разделяли мученическую жизнь супругов. Власти лишали матушек всех гражданских прав, не заботясь о том, как будут выживать семьи священников. И жёны-подвижницы мужественно несли свой крест.
Григорий Сербаринов окончил в Петербурге духовную академию, был высокообразованным человеком, знал восемь языков. По окончании курса в 1905-ом году он познакомился с Антониной Шишовой – дочерью петербургского священника. Молодые люди полюбили друг друга и обвенчались. А после свадьбы уехали в Казань - Григория пригласили преподавать в духовной семинарии. Через четыре года супруги вернулись в столицу. Сербаринов принял сан, начал служение в церкви Петропавловской больницы и скоро стал известным в Петербурге священником. Он вёл беседы в отделениях полиции, проповедовал в Казанском соборе. Получив назначение в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице, служил в ней вплоть до 1922-ого года.
Квартира отца Григория и матушки Антонины находилась в доме при этой церкви. Здесь родились дети Сербариновых – дочери Нина и Наташа, сын Александр. Семья была счастливой: супруги – тонкие, интеллигентные люди, заботились друг о друге, растили детей, приучая их к учёбе и труду – Сербариновы-младшие помогали маме по дому. Революция разрушила эту мирную жизнь. В 1918-ом году отца Григория арестовали. Четыре месяца он провёл в Петропавловской крепости. Выйдя оттуда, устроился учителем в школу – нужно было зарабатывать деньги и спасать семью от голода, который свирепствовал в Петрограде.
Второй арест и ссылка последовали спустя четыре года. Жена с тремя детьми остались в Петрограде без средств к существованию. Помогали друзья. Матушка Антонина могла облегчить свою участь, для этого ей было достаточно поменять фамилию или развестись с мужем, но она даже мысли такой не допускала. Всего за несколько лет, проведённых в постоянном страхе за супруга, цветущая женщина превратилась почти в старуху.
Отца Григория арестовывали ещё дважды. Выходя на свободу, он тайком, инкогнито – в больших городах ему жить запрещали - приезжал в Ленинград, продолжая своё служение в разных храмах города. Боясь нанести вред семье, отец Григорий не жил дома, с женой и детьми встречался по ночам, на квартирах своих прихожан. В последний раз священника арестовали в 37-ом. Отцу Григорию обещали сохранить жизнь, если он откажется от сана. Батюшка не отрёкся от веры и был расстрелян.
О судьбе мужа матушка Антонина ничего не знала. Она писала письма в различные инстанции, подавала прошения. Её активность раздражала власти. Антонину Иоанновну выслали в Казахстан. Туда же отправили и дочь Нину. В ссылке они жили вместе. Хотя жизнью их существование назвать трудно. Сербариновым не предоставили никакого жилья, неделю они провели на берегу реки, под открытым небом. Местные жители нашли им квартиру, но платить за неё женщинам было нечем. А на работу жену и дочь священника не брали. Матушка писала тогда митрополиту Григорию Чукову: «В чужом городе, без работы, жилья, голодные, что терплю - один Господь ведает».
Они выжили в Казахстане и вернулись домой только благодаря помощи митрополита. О том, что мужа нет в живых матушка Антонина так и не узнала и до конца жизни ждала его. Дочь Нина посылала запросы, ей отвечали, что отец жив. Только в 90-ые годы семье прислали официальное извещение о том, что отца Григория расстреляли.
В 2003 году священник Григорий Сербаринов был причислен Русской православной церковью к лику святых. А в петербургской квартире, той, что на Шпалерной улице, где когда-то жила семья Сербариновых, открыли первый в России музей новомучеников.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер