В мире существует удивительное место — православный мужской монастырь святой Екатерины на Синайской горе. Удивительное — по множеству причин. Взять хотя бы месторасположение монастыря. Обитель святой Екатерины располагается в абсолютно дикой пустыне в отдалении от каких-либо городов или селений. Единственными соседями православных монахов в том месте являются кочевники-бедуины.Монастырь святой Екатерины — это еще и единственное в мире место, в котором ежедневно вот уже в течение многих веков служится Литургия. И это несмотря на то, что с эпохи Средневековья обитель располагается на территории, подвластной мусульманским народам.
Это, впрочем, почти никак не отразилось на жизни монастыря. Дело в том, что когда на Синайский полуостров вторглись мусульмане и отвоевали его у Византии, монахи не стали участниками политической борьбы. Руководство монастыря заявило, что обитель построена для молитвы Богу, а не для поддержки какого-либо правителя. В итоге, монастырь получил от османского султана охранную грамоту, а монахи для подстраховки разрешили построить на территории обители мечеть с высоким минаретом.
Надо сказать, что ни разу в этой мечети не звучала исламская молитва. Мечеть, кстати, со временем была упразднена, но минарет, то есть высокая башня, аналог нашей колокольни, остался. Факт наличия на территории монастыря священной для мусульман постройки обеспечил и обеспечивает до сих пор монахам спокойное существование. И для мусульман монастырь святой Екатерины теперь место особое, священное, которое нельзя осквернить или разрушить.
Из других особенностей жизни монастыря святой Екатерины можно вспомнить еще наличие в храме обители огромных страусиных яиц. Они подвешены под каждым из паникадил, то есть люстр, имеющихся в храме. Монастырь святой Екатерины по-прежнему с недоверием относится к достижениям цивилизации, а потому монахи лишь частично электрифицировали территорию обители. Электричество есть на кухне, в музее, в кельях, но в храме до сих пор используется традиционное свечное освещение.
Свечи в обители используются только восковые, в лампады налито только чистое оливковое масло. Такие свечи и масло почти не дают копоти, которая может испортить древние росписи храма. Из-за того, что и свечи, и масло сделаны из натурального материала, ими не прочь поживиться мыши. В пустыне, в которое находится монастырь, им довольно трудно найти пропитание. Поэтому грызуны стараются жить поближе к монастырю, где они стараются найти какую-то еду — например, натуральный воск или отличное оливковое масло. Для того, чтобы уберечь светильники от мышей, монахи и придумали подвешивать под люстры страусиные яйца. Их предварительно опустошают, а затем покрывают лаком. Синайские мыши довольно высоко прыгают. Но могут добраться только до нижней части светильника — до подвешенного снизу яйца, с которого соскальзывают и падают вниз.
Что тут можно сказать? Жестокая пустыня научила синайских монахов выживать. И делают они это с большой смекалкой.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема