И кто из нас не увлекался прекрасными повестями Честертона об отце Брауне? Ой, если кто-то вдруг по какой-то случайности не увлекался – я этому «кому-то» даже очень завидую! Потому что все у него впереди – и фантастически закрученные интриги, и прекрасный язык, и сам герой – маленький теряющий зонтик отец Браун, распутывающий самые сложные и ужасающие преступления и иногда выводящий преступников на новый путь – исключительно своей мудростью и кротостью. Хорошего чтения, счастливый Кто-то, не знакомый с детективами Честертона! И не откладывайте!
Когда я нашла в семейной библиотеке книгу великого детективщика под названием «Ортодоксия», я удивилась. Но удивилась приятно. Мне было понятно, что образ отца Брауна, такой пронзительный и остроумный, такой по-настоящему христианский и живой, не мог быть написан неверующим человеком. И книгу «Ортодоксия» я прочитала с тем же интересом, что и детективы писателя. Когда остроумный, образованный и конечно очень талантливый человек пишет о христианстве, в твоей картине мира появляются неожиданные вспышки. Ты как бы видишь христианство под новыми углами – и это очень убедительно доказывает тебе то, во что в общем-то надо верить. Но такой уж я человек – взявшись за плуг, частенько оглядываюсь назад. Спрашиваю себя: я точно туда иду? Господи, ты точно там, где я Тебя ищу? То есть в христианской церкви? Может стоит изменить направление действий? И тогда мне в руки попадаются правильные книги, правильные люди, правильные слова – если уж Такой Человек верит в правильность пути, приятно быть с ним в одном поезде!
Знаете, у подростков есть такое выражение: Не кидай мне спойлеров? Это когда идет увлекательный сериал и кто-то первый узнал, погибнет ли в следующей серии герой – или воскреснет. Разведется героиня или выйдет замуж.
Я думаю, все желающие имеют право на индивидуальную радость общения с отцом Отца Брауна. Но парочку спойлеров из книги «Ортодоксия» все-таки кину. Они так ясно, так трезво ответили на многие разговоры вокруг христианской церкви и ее проблем.
Знаете это вечное: но ведь христианство ограничивает свободу человека, его выбора! На эту тему можно написать трактаты, но вот чудесная реплика от Честертона: «Я не хочу и не выдержу утопии, где меня лишат лучшей из свобод: запретят ограничить себя.»
Или, вот еще : в церкви так безрадостно... Честертон тоже слышал об этом и отвечает: «Если христианство и взаправду устойчиво противилось радости, я был готов немедленно взорвать собор Святого Павла. Но странное дело, убедительно доказав мне в главе 1, …что христианство мрачнее мрачного, мне доказывали в главе 2, что оно чересчур оптимистично. Сперва, мне заявляли, что оно слезами и страхами мешает нам искать счастье и свободу, а потом – что оно глушит нас утешительным обманом и показывает всю жизнь через розовые очки…» Правда тонко подмечено?
Ну и последний спойлер! Неразрешимое противоречие «Как же найти середину между самоунижением и истинным покаянием?» – Писатель отвечает: «Себя самого ценить надо как можно меньше, душу свою – как можно больше.»
Все, я замолкаю! Читайте! Получайте свои ответы! наслаждайтесь!
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











