И кто из нас не увлекался прекрасными повестями Честертона об отце Брауне? Ой, если кто-то вдруг по какой-то случайности не увлекался – я этому «кому-то» даже очень завидую! Потому что все у него впереди – и фантастически закрученные интриги, и прекрасный язык, и сам герой – маленький теряющий зонтик отец Браун, распутывающий самые сложные и ужасающие преступления и иногда выводящий преступников на новый путь – исключительно своей мудростью и кротостью. Хорошего чтения, счастливый Кто-то, не знакомый с детективами Честертона! И не откладывайте!
Когда я нашла в семейной библиотеке книгу великого детективщика под названием «Ортодоксия», я удивилась. Но удивилась приятно. Мне было понятно, что образ отца Брауна, такой пронзительный и остроумный, такой по-настоящему христианский и живой, не мог быть написан неверующим человеком. И книгу «Ортодоксия» я прочитала с тем же интересом, что и детективы писателя. Когда остроумный, образованный и конечно очень талантливый человек пишет о христианстве, в твоей картине мира появляются неожиданные вспышки. Ты как бы видишь христианство под новыми углами – и это очень убедительно доказывает тебе то, во что в общем-то надо верить. Но такой уж я человек – взявшись за плуг, частенько оглядываюсь назад. Спрашиваю себя: я точно туда иду? Господи, ты точно там, где я Тебя ищу? То есть в христианской церкви? Может стоит изменить направление действий? И тогда мне в руки попадаются правильные книги, правильные люди, правильные слова – если уж Такой Человек верит в правильность пути, приятно быть с ним в одном поезде!
Знаете, у подростков есть такое выражение: Не кидай мне спойлеров? Это когда идет увлекательный сериал и кто-то первый узнал, погибнет ли в следующей серии герой – или воскреснет. Разведется героиня или выйдет замуж.
Я думаю, все желающие имеют право на индивидуальную радость общения с отцом Отца Брауна. Но парочку спойлеров из книги «Ортодоксия» все-таки кину. Они так ясно, так трезво ответили на многие разговоры вокруг христианской церкви и ее проблем.
Знаете это вечное: но ведь христианство ограничивает свободу человека, его выбора! На эту тему можно написать трактаты, но вот чудесная реплика от Честертона: «Я не хочу и не выдержу утопии, где меня лишат лучшей из свобод: запретят ограничить себя.»
Или, вот еще : в церкви так безрадостно... Честертон тоже слышал об этом и отвечает: «Если христианство и взаправду устойчиво противилось радости, я был готов немедленно взорвать собор Святого Павла. Но странное дело, убедительно доказав мне в главе 1, …что христианство мрачнее мрачного, мне доказывали в главе 2, что оно чересчур оптимистично. Сперва, мне заявляли, что оно слезами и страхами мешает нам искать счастье и свободу, а потом – что оно глушит нас утешительным обманом и показывает всю жизнь через розовые очки…» Правда тонко подмечено?
Ну и последний спойлер! Неразрешимое противоречие «Как же найти середину между самоунижением и истинным покаянием?» – Писатель отвечает: «Себя самого ценить надо как можно меньше, душу свою – как можно больше.»
Все, я замолкаю! Читайте! Получайте свои ответы! наслаждайтесь!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов