У нас в гостях был Президент региональной общественной организации «Клуб психиатров»,
Заведующий медико-реабелитационным отделением Психиатрической клинической больницы № 1 имени Алексеева Аркадий Шмилович.
Мы говорили о фестивалях, конкурсах, соревнованиях в которых участвуют люди с особенностями психического здоровья, о том, как можно изменить отношение общества к таким людям, какая поддержка им требуется, а также какой существует опыт в их трудоустройстве.
Л. Горская
— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». С вами в студии Лиза Горская. Сегодня у нас гость необычный — у нас в гостях психиатр, причём не просто, а заведующий медико-реабилита
А. Шмилович
— Существует Управляющий совет автономной некоммерческой организации «Абилимпикс Россия», куда входят представители общественных организаций всех категорий инвалидов: и инвалиды с заболеваниями органов слуха, зрения, опорно-двигатель
Л. Горская
— В прошлом году было по 28-ми?
А. Шмилович
— Да. 48 — это уже международный формат. Собственно говоря, все профессиональные компетенции, которые заявлены и в международном чемпионате. Надо сказать, что чемпионат находится под непосредственной курацией двух федеральных министерств: Министерства образования и Министерства труда и социальной занятости населения. Причём министры лично контролируют подготовку к чемпионату. Мы ожидаем, что этот чемпионат даст толчок решению вот этой проблемы. Большая деловая часть на чемпионате — будет проведено несколько круглых столов, в том числе круглый стол о профессиональной реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний, куда приглашены многие работодатели, причём их сообщества работодателей. Будут принимать участие представители исполнительной власти, законодательной власти. Потому что для того, чтобы эту систему действительно организовать — вот как министр труда России Максим Топилин сказал, что к 20-му году 50% инвалидов в России будут трудоустроены.
Л. Горская
— Насколько это реалистично?
А. Шмилович
— Это будет реалистично, если удастся организовать целую систему мероприятий с привлечением работодателей. Потому что для работодателя это серьёзная нагрузка. Здесь государство должно продумать все преференции, которые работодателю будут представлены. И конечно же это большая нагрузка и для профессионалов, поскольку, предположим, для того, чтобы организовать в условиях открытого рынка труда трудоустройство инвалидов вследствие психических заболеваний (инвалид — это человек, потерявший стойко трудоспособность
Л. Горская
— А если взять общее число людей, страдающих психическими заболеваниями, какой процент из них поддаётся интеграции в общество? И, наверное, есть какой-то процент людей, которых нельзя интегрировать?
А. Шмилович
— Вы затронули очень такую болезненную тему, неоднозначно принимаемую обществом. Вообще, инвалидизация среди людей, страдающих психическими расстройствами, самая, будем говорить, значительная по своей интенсивности. Инвалиды вследствие психических заболеваний почти в полтора раза превышают количество инвалидов по слуху, зрению, опорно-двигатель
Л. Горская
— Прошу прощения! Сейчас отвлекусь от темы. Год назад мне нужно было поменять права и получить справку соответствующую. А я живу, прописана в центре Москвы, и я обнаружила, что мой диспансер районный пропал, исчез. То есть в интернете есть некий адрес и в медкомиссии висит этот адрес, но ты туда приходишь — он закрыт, здание опечатано. И рядом есть какая-то клиника, где охранник, уже закатывая глаза, говорит, что здесь уже три года нет диспансера: «И вы приходите всё и спрашиваете! И психически больные люди приходят и спрашивают». А его нет. Я поняла, что человеку, с ограниченными возможностями, дезориентированн
А. Шмилович
— Позвольте мне сначала вас поправить! Вот когда вы говорите «люди с ограниченными возможностями», не забывайте добавлять слово «здоровья». Потому что инвалиды, которых называют людьми с ограниченными возможностями здоровья, очень часто являют пример неограниченных возможностей в различных сферах жизни. Поэтому не забывайте этого слова: неограниченные возможности здоровья.
Л. Горская
— Извините, да.
А. Шмилович
— Закрыт был лишь один 21-й диспансер, он действительно психоневрологиче
Л. Горская
— А что это значит, если сказать простым языком?
А. Шмилович
— Простым языком: у нас сокращается число психиатрических коек, потому что больница не должна являться учреждением для проживания. Больница должна являться учреждением для, по возможности, кратковременной помощи при обострении заболевания — тогда, когда во внебольничных условиях эту помощь организовать сложно. А чем меньше человек находится в больнице, когда у него при длительной госпитализации появляются дополнительные расстройства дезадаптации во внебольничных условиях, тем лучше. Другой вопрос здесь возникает: возникает вопрос расширения реального реабилитационной инфраструктуры подразделений во внебольничной службе. Я вам должен сказать, что по планам, которые есть в Москве, до 20-го года число психоневрологиче
Л. Горская
— Аркадий Шмилович — заведующий медико-реабилита
А. Шмилович
— Нет, оно открытое. И 69-й павильон ВДНХ ждёт всех 18-го и 19-го ноября. Вы увидите непосредственно конкурсы по этим профессиональным компетенциям. То есть нельзя мешать участвующим, но вы увидите, как они сидят за компьютерами, как они занимаются сварочными работами, как соревнуются повара, как соревнуются люди, которые вяжут на спицах или крючками, как соревнуются аниматоры, то есть компьютерный дизайн; вы увидите обработку баз данных. То есть вы увидите все профессии, 48 профессий, где инвалиды всех категорий на одинаковых правах. В нашей команде, которая уехала в Бордо, был один человек, полностью утративший зрение, но он выступал в компетенции по компьютерным технологиям. Там все вокруг были удивлены: каким образом слепой работает на компьютере? Этот человек даже написал целое руководство по подготовке к работе на компьютере. Вообще, среди инвалидов всех категорий есть такие энтузиасты, которые демонстрируют такую тягу к совершенствовани
Л. Горская
— Вы, кстати, меня удивили, видимо в силу просто моей недальновидности и какого-то узкого кругозора, сказав, что очень часто психические заболевания начинаются у людей, которые уже имеют профессию и работают. Это как так? То есть получается, что никто не застрахован?
А. Шмилович
— Никто. Дело в том, что нужно знать всегда величину проблемы. По данным Всемирной организации здравоохранения 10% населения земного шара страдает серьёзными психическими расстройствами, а каждый четвёртый гражданин планеты обязательно встретится с ним в те или иные периоды возрастные периоды своей жизни: от детского возраста до старческого. Поэтому частота заболевания очень высока. И дело даже не только в психических заболеваниях, которые встречаются на протяжении многих лет с одинаковой частотой. К примеру, такое заболевание широко известное — шизофрения, 1% населения страдает шизофренией. Но очень много тех заболеваний, где участие психиатра обязательно, но люди боятся к нему обратиться из-за той стигмы, из-за того ярлыка, который появляется у человека, если он обратился к психиатру.
Л. Горская
— Это как булимия какая-нибудь, например.
А. Шмилович
— Булимия, да. Но не только булимия, есть целый ряд так называемых пограничных расстройств: неврозы, расстройства личности. Человек работает, но качество жизни у него снижается, и он даже может получить инвалидность, хотя это не психическое заболевание. Но интересно, что есть так называемая сфера психосоматически
Л. Горская
— Извините, а у нас много хороших психиатров? Нет тут кадровой проблемы? Потому что так ведь можно пойти... и далеко зайти.
А. Шмилович
— Кадровые проблемы есть всегда. Но сегодня, кстати, в плане реорганизации психиатрической помощи, очень многое делается для повышения квалификации психиатров. И проводятся специальные мероприятия для этого, очень много делается для того, чтобы у каждого психиатра была инициатива повысить свою профессиональную значимость и возможность, иначе он выпадает как бы из профессиональног
Л. Горская
— Стигма — это предвзятое отношение.
А. Шмилович
— Да. И не только предвзятое отношение, но и иногда и враждебность. И с этим трудно справиться. Я думаю, что много лет пройдёт... Недостаточно объяснить людям, что душевнобольной — это не страшно.
Л. Горская
— У нас же как считается? Что обратиться к психологу — это вроде почти нормально. А к психиатру — это уже всё, это уже крест на тебе, можно сказать, клеймо.
А. Шмилович
— Вот первое что, я думаю, нужно сделать для того, чтобы действительно организовать профилактическую работу... В здравоохранение, в медицине важна профилактика, нужно не по хвостам бить, а быть у истоков болезни. К сожалению, психопрофилактик
Л. Горская
— Да что же обижаться-то?
А. Шмилович
— Да, с этой терминологией, которая есть. Сейчас немножко изменяется в лучшую сторону, но 10 лет назад было проведено такое исследование Центром психического здоровья Российской академии наук. Были исследованы серьёзные СМИ, самые серьёзные, в большом количестве — каким образом в них представлен образ душевнобольного. Извините за тавтологию. И выяснилось... то, что выяснилось, даже нас, понимающих уровень стигмы, стигматизации, поразило. В 80% СМИ образ душевнобольного был представлен как насильник; в 60% случаев — как человек с труднопредсказуе
Л. Горская
— Я, наверное, могу объяснить 80%. Это новости — просто информационный повод, к сожалению, люди с психическими отклонениями, как правило, создают, попадая в криминальные хроники. Как и любые другие люди...
А. Шмилович
— Но люди, которые читают или слушают криминальную хронику, не знают другого. А я вам привожу реальную статистику, что серьёзные преступления, совершённые душевнобольными, на порядок реже, чем в общей популяции. Более того, нарушение прав этой категории населения широкой значительно чаще, чем среди обычного... Это тоже понятно. И несмотря на это, только ленивый не скажет или не напишет... Вот было в Нижнем Новгороде несчастье большое, когда там шесть человек были убиты. Ведь об этом начинают говорить все, не говоря о том, о чём я только что сказал. И обычный человек, обыватель, даже грамотный человек с высшим образованием и даже врач, услышав эти ужасы начинает думать: «А вот на моей лестничной площадке живёт человек, который наблюдается в психоневрологиче
Л. Горская
— В том-то и дело, я об этом и говорю!
А. Шмилович
— А если человек нарушает общественный порядок, нужно обращаться в органы полиции. Вот мне звонил не так давно человек — какой-то житель какого-то дома позвонил по телефону. Я был на работе. И он говорит: «Вот у меня сосед уже два месяца... он там газ, наверное, и что-то ещё включает — запах какой-то. Он ходит, значит, разговаривает сам с собой. В чём дело? Мы обращаемся в полицию!» — и так далее. Я его спрашиваю: «Скажите, вот если ваш сосед... вот вы идёте, а он сидит на ступеньках, держится за грудь в области сердца и говорит, что у него болит сердце. Вы что будете делать?» Он говорит: «Я в поликлинику позвоню». — «А здесь вы видите уже два месяца, что какие-то психические расстройства у вашего соседа. Почему вы не позвоните в психоневрологиче
Л. Горская
— Извините. Но участковый же психиатр не сможет ничего сделать, если человек сам не захочет.
А. Шмилович
— Ничего подобного! Во-первых, существует наблюдение амбулаторное и оказание амбулаторной помощи. Сейчас даже создаются отделения по оказанию интенсивного лечения на дому. Бывают люди, которым трудно прийти в диспансер, и происходит децентрализация такой помощи. Всё, конечно, бывает: бывает, что недостаточна работа поликлиники обычной; где-то бывает, что не срабатывает и психоневрологиче
Л. Горская
— Аркадий Шмилович — заведующий медико-реабилита
Л. Горская
— Программа «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». У нас в гостях Аркадий Шмилович — заведующий медико-реабилита
А. Шмилович
— Прежде всего не нужно как-то по-особенному выделять эту группу населения. Мы же говорим, что равные возможности — это девизы различных движений и так далее. Во-вторых, нужно безусловно следить за терминологией. Мы вокруг слышим и читаем: «психушка», «дурдом» и так далее. Это термины, которые оскорбительны, говорят о низком культурном состоянии нашего общества. Ещё раз повторяю, что, учитывая... Вот если взять сегодняшний день, например, вот поперечный срез. В психиатрических больницах находятся сегодня всего 5% из числа наблюдаемых психиатрами людей. 95% находятся в социуме, они живут в обществе: в наших семьях, на наших лестничных площадках, в наших домах. Вопрос идёт о качестве их жизни. Многие из них учатся в различных учебных заведениях, работают, а какая-то часть является инвалидами, и инвалидами, которые имеют возможность интегрироваться в активную жизненную среду. Поэтому очень большое значение имеет — общество подставит ли плечо человеку, который нуждается в его поддержке, или, наоборот, подтолкнёт в сторону десоциализации и так далее. И одна из программ нашей общественной организации направлена как раз на создание условий творческого самовыражения. Ведь, ещё раз повторяю, мы не выделяем этих людей. Каждый из нас, наверное, любит кино, театр, какие-то концертные площадки, кто-то любит изобразительное творчество. Мы проводим уже четвёртый московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны». Это фестиваль-биенна
Л. Горская
— А вот это не стигма?
А. Шмилович
— Это не стигма, это, наоборот, антистигма, потому что они говорят обо всём. Они говорят о детях, они говорят о любви, они говорят о литературе. Они и о психиатрии говорят. Кстати, мы эту инновацию освоили благодаря зарубежному опыту. Одна из выпускниц факультета журналистики МГУ выполняла дипломную работу в Испании на такой радиостанции и рассказала нам, в нашу газету. Это тоже наш проект — уже более 15 лет выходит ежемесячная газета «Психиатрия: нить Ариадны» — формат А3, 15 тысяч экземпляров, 21 регион России, даже зарубежные страны — как дайджесты на английском языке. Она написала о том, что вот есть такое радио, а нам это слабо? И мы организовали, собрали наших инициативных пациентов. Нам помогает благотворительны
Л. Горская
— Аркадий Шмилович — заведующий медико-реабилита
А. Шмилович
— В самую точку вы бьёте. Кстати, мы говорим о странах — к нам приедет 7 стран, где такие радиостанции, типа нашего радио «Зазеркалье», существуют. В этих странах эти радиостанции имеют очень большой рейтинг высокий, и люди знают этих людей. Они понимают, что говорят о разных сферах жизни люди с психическими расстройствами. Они начинают по-другому к этому относиться. Кинематография отдельный разговор. На самом деле, во многих фильмах, можно их перечислять, начиная с «Человека дождя», и многие-многие другие фильмы, да почти в каждом фильме тема психиатрии, может быть, даже боком затрагивается. И это нормально, потому что психиатрия в нашей жизни. Но в этих фильмах психиатрия не уничижительная. К сожалению, так, как показывается психиатрия в наших художественных фильмах, даже если взять... ну, уму непостижимо. Там даже если психиатра показывают, то он какой-то особенный...
Л. Горская
— То уже страшно...
А. Шмилович
— Какой-нибудь яйцеголовый, или уши торчат как-то...
Л. Горская
— Или алкоголик.
А. Шмилович
— Или алкоголик, или что-то такое. Вот был сериал... я очень уважаю актёра Хабенского, он там играет сыщика... называется «Метод». В чём-то этот фильм интересен, но психиатрия там показывается совершенно ужасно и непотребно. Да, здесь есть над чем нам работать в реальной жизни, но нужно всегда помнить... не нужно ничего преувеличивать, но когда идёт такой негатив, действительно, акцентированный, преувеличенный или надуманный, то не может у людей не формироваться определённое отношение. Это же как онкология — человек не обращается своевременно, он боится, он враждебно относится, он идёт к различным целителям и так далее. Бывают случаи, когда приходит образованный человек со своим ребёнком, уже взрослым, и говорит, что 10 лет он обращался... хотя были выраженные психические расстройства, и сейчас вынужден обратиться к психиатру. Мы говорим: «Что вы наделали! Почему вы 10 лет назад не пришли?» Ведь по статистике, если человек заболевает шизофренией и оказывается в поле зрения психиатров в течение года после начала заболевания, мы достигаем в 80% случаев устойчивой и высокого уровня ремиссии. Но к нам приходят гораздо позже. И здесь ещё и у заболевших людей отсутствует доверие, не только у членов его семьи. Вот я был в Нидерландах, мы общаемся в профессиональной сфере с этой страной. Я был в одном из реабилитационных центров внебольничных. Там работают различные клубы, студии и так далее, как и у нас в ряде учреждений. И я обратил внимание: пришёл пациент, он не пришел в какую-то студию, и его никто не приглашал. Он зашёл, там был такой холл, он сел за стол, взял из вазы яблоко, съел его, налил кофе, почитал что-то, посмотрел на плазме какую-то программу и ушёл. Вот он пришёл один раз так, два раза — ему что-то интересно. Но в один из моментов к нему подходит психолог или психиатр, и он начинает в каком-то сообществе заниматься интересным делом. Это очень важно — создавать атмосферу доверия. И с моей точки зрения, то, что у нас идёт и в сфере журналистики... ещё раз повторяю, что стало лучше, потому что сейчас появилось много материалов, где видно, что, по крайней мере, журналисты говорят с заинтересованнос
Л. Горская
— Я знаю, что многие стараются действительно разобраться и правильно подать.
А. Шмилович
— Да, стараются. Потому что иногда раньше... я помню в 90-е годы мы какой-то организовали типа круглого стола, и пришло несколько журналистов. И вот этот мой руководитель, он человек с большим чувством юмора — Козырев Владимир Николаевич... Один из журналистов спрашивает: «Скажите, у вас ведь есть психотронное оружие? Где оно находится?» А у нас больница 1894 года, очень красивая. И там есть такая неиспользуемая на пищеблоке труба очень высокая из кирпича, с такой фигурной кладкой. И он говорит: «Вот вы выйдете, и вот на самом верху трубы есть психотронное оружие. Оно облучает так вот по кругу всех, кто попадает в поле его действия». Мне кажется, что журналист поверил.
Л. Горская
— Он написал потом об этом?
А. Шмилович
— Ещё один вопрос был ему задан, это проявил свою эрудицию журналист, спросил: «Скажите, вот мы знаем, что в психиатрических больницах лежат наполеоны, александры македонские и так далее. А вот сейчас нынешние, есть такие пациенты, которые с бредом величия, которые называют себя именами нынешних?» И мой руководитель ответил очень неожиданно и таким образом: «Вы знаете, наши руководители, — это было в 90-х годах, — не дотягивают до бреда величия наших пациентов». Нельзя писать о такой тонкой сфере как психиатрия, нельзя писать спустя рукава, так, походя. Надо понимать, что очень многие люди, читая эти материалы, соотносят это со своим состоянием. Я помню, тоже это было где-то в начале 2000-х, есть такой музей «Преодоление». И там случилась пауза на две недели, и можно было выставить картины. И нам позвонила директор музея и говорит: «У вас великолепная студия изобразительного творчества. Не могли бы вы на две недели организовать выставку?» И мы организовали эту выставку. И наши художники приоделись, они были добровольными гидами там. Там много людей пришли и посмотрели эту выставку в нескольких залах. Там была книга отзывов от школьников до пожилых людей — ни одного равнодушного отзыва. И вдруг накануне её закрытия «Вечерняя Москва» — там была такая колонка без фамилии журналиста — выпускает такую информационную заметку — «Что рисуют в сумасшедшем доме». И ко мне подошла одна пациентка-художн
Л. Горская
— Аркадий Липович, я бы вас попросила в режиме блиц проанонсировать мероприятия, которые в ближайшее время вы проводите, проводит «Клуб психиатров».
А. Шмилович
— «Клуб психиатров» участвует участвует во втором национальном чемпионате «Абилимпикс Россия», который пройдёт 18 и 19 ноября в 69-м павильоне ВДНХ, вход свободный. Это очень интересно. По 48-ми профессиональным компетенциям инвалиды всех категорий продемонстрируют волю к жизни.
Л. Горская
— Вы, кстати, ждёте работодателей на этом фестивале?
А. Шмилович
— На этом фестивале будет большая деловая программа с приглашением большого количества работодателей, в том числе союзов работодателей, промышленников. Министерство торговли и промышленности принимает непосредственное участие в этом мероприятии. А с 21-го по 25 ноября на 15 культурных площадках Москвы пройдёт 4-й московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития — на сайте http://www.klubp
Л. Горская
— Где они пройдут?
А. Шмилович
— Они пройдут тоже на различных площадках культурных. Собственно говоря, наши площадки будут задействованы дальше.
Л. Горская
— Это Москва?
А. Шмилович
— Это международные игры, с участием иностранных делегаций. Как и у нас — у нас 15 иностранных делегаций планируется в нашем фестивале. Он хотя и московский, но, по сути, международного уровня.
Л. Горская
— Спасибо большое! Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире была программа «Светлый вечер». Этот вечер с вами провела Лиза Горская. У нас в гостях был Аркадий Шмилович — заведующий медико-реабилита
А. Шмилович
— До свидания!
Константин Маковский «За прялкой»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Настенька. Это ты! Здравствуй! Тебя и не узнать, как ты выросла за лето. Давненько ты к нам в Третьяковскую галерею не заходила.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я и сама уже соскучилась по вам, и по живописи тоже! А мне в художественной школе как раз дали задание сделать доклад про русский колорит в живописи по одной из картин. Я обрадовалась — хороший повод к вам зайти. Как думаете, какую работу лучше взять для доклада?
— Хм... Может, что-то из Кустодиева... Или... Или вот! Прямо перед нами. Картина Константина Маковского «За прялкой». Художник написал её в начале 1900-х (тысяча девятисотых) годов. Кажется, это то, что нам нужно.
— Маргарита Константиновна, точно! Отлично подходит для доклада. На ней изображена девушка в роскошном сарафане и очень-очень красивом кокошнике! По плечам раскинулись косы, а на шее — бусы из крупных камней. Что это за камушки?
— Бусы, вероятно, сделаны из бирюзы и янтаря. Девушки на Руси носили украшения из этих камней ещё в домонгольское время. Барышня сидит на открытой веранде за прялкой — делает пряжу. Из волокон шерсти скручивает тонкую нить. Занятие — самое обыкновенное для наших прабабушек и всех русских девушек и женщин прошлых веков.
— Маргарита Константиновна, но, если это занятие вполне обыкновенное, почему же одеяние героини такое необычайно красивое?
— Настя, ты усмотрела суть этой работы. Константин Маковский создаёт в ней сказочный образ русской красавицы, он намеренно преувеличивает, приукрашает действительность. Художник добивается такого восприятия картины с помощью светового отблеска. Изображение будто сияет: золотое шитьё на изумрудно-зелёном сарафане, кокошник героини, украшенный поднизью из бисера и жемчугом.
— Поднизь — это золотистая сеточка, которая прикрывает лоб?
— Да, верно, Настя. И всё это перекликается с блеском листвы благоухающего сада, что раскинулся вокруг террасы. Ветви деревьев купаются в солнечных лучах... А светлые резные столбы и балясины, очертания прялки придают картине настоящий русский колорит, который был любим художником Константином Маковским.
— И правда — смотришь на картину «За прялкой» и будто попадаешь в сказочный терем, где Василиса Прекрасная поджидает своего супруга, Ивана Царевича. А лицо у героини такое умиротворённое, задумчивое... Кажется, что эта девица-красавица поёт какую-то тихую песню.
— И в самом деле, девушки на Руси часто пели во время прядения. Песни пели долгие, протяжные... Некоторые так и назывались прялочными. А если девушки собирались трудиться вместе — то и пели тоже в несколько голосов. Такие встречи назывались посиделками или вечорками. Каждая девица выполняла свою работу: шила одежду, вышивала или пряла.
— Конечно! Вместе ведь трудиться веселее. Вот только жаль, что почти никто из нас, современных девочек, не умеет прясть или вышивать. Я вот, например, не умею.
— Наверное, прясть сейчас трудно научиться, а вот вышивать нитками или бисером — вполне возможно. Ты могла бы своими руками вышить салфетку или носовой платочек. А может быть, воротник или подол платья.
— Как у девицы-красавицы на картине?
— Конечно. Почему бы и нет? Кстати, в качестве героини картины, Константин Маковский запечатлел свою дочь, Ольгу. Он довольно часто изображал в работах детей: сына Сергея, дочерей Елену, Марину, Ольгу... Девушки предстают в образах русских крестьянок, барышень и царевен... И независимо от статуса героини полотна — эти образы непременно яркие и запоминающиеся.
— И героиня картины Константина Маковского «За прялкой» мне тоже запомнится. Своим спокойным нравом, умиротворённым взглядом и доброй улыбкой.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Павел Плешанов «Христос у Марфы и Марии»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Вы замечали, Андрей Борисович, что во всех картинных галереях России есть полотна на Евангельские темы? И Ярославский художественный музей, в котором мы находимся — не исключение.
— Это не удивительно, Маргарита Константиновна! В девятнадцатом веке русские художники часто обращались к сюжетам Нового Завета. Вот перед нами одна из таких картин, она создана в 1854 году, называется «Христос у Марфы и Марии». Художник Павел Плешанов проиллюстрировал десятую главу Евангелия от Луки.
— Удивительная история! Две сестры принимают Спасителя в своём доме. Марфа трудится, чтобы накормить Христа, накрывает на стол. Мария сидит у Его ног и внимательно слушает. Первой трудно и досадно одной хлопотать по хозяйству, она говорит об этом Иисусу.
Андрей Борисович
— А Он отвечает: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
— Сюжет глубокий, сложный. Я много размышляла над ним, читала толкования. Но так и смогла понять — неужели молитвенное сосредоточение для человека предпочтительнее деятельного служения?
— Но выбор так и не должен стоять! И то и другое одинаково важно.
— Но как же? Христос подчеркнул, что Мария избрала благую часть, и упрекнул Марфу за излишние хлопоты.
— Не за хлопоты, Маргарита Константиновна — за суету. За то состояние, в котором человек — от усталости или по иным причинам, становится раздражительным. И ему кажется, что другие трудятся меньше, не стараются. Господь указал Марфе, что Мария не бездельничает. В её душе происходит работа, оценить которую может только Он, Сердцеведец.
— И вы хотите сказать, что труд Марфы при этом Христос не умалял?
— Конечно же нет! И Павел Плешанов подчеркнул это в своей картине. Взгляните, Марфа подаёт угощение на стол, и в руках её — ваза, наполненная фруктами — сливами, персиками... Так символически показано, что служение ближнему приносит богатые плоды.
— А облик Марии на полотне — олицетворение пламенной молитвы. Она вся обратилась в слух, внимая словам Спасителя. И алые одежды девушки говорят о том, что её душа горит любовью к Богу.
— При этом образы двух святых сестёр неразрывны! Недаром великая княгиня Елизавета Фёдоровна, учредив в 1909 году монашескую обитель, назвала её Марфо-Мариинской. Подобно Марии сёстры хранили сердечную устремлённость к Богу, а по примеру Марфы трудились ради других.
— Елизавета Фёдоровна неслучайно выбрала именно этих небесных покровительниц для своего монастыря. А вот интересно, почему Павел Плешанов сделал сюжет о Марфе и Марии темой своей картины?
— Возможно, художник искал в этом евангельском отрывке выход из внутреннего конфликта.
— Конфликта? Но какого?
— Павел Фёдорович родился в богатой купеческой семье, окончил коммерческое училище в Санкт-Петербурге. И должен был продолжить дело отца, посвятить себя торговле. Но он чувствовал призвание к живописи, считал, что это дар от Бога. И сделал выбор — поступил в Императорскую академию художеств.
— Но Плешанов мог заниматься искусством и жить безбедно за счёт родительского капитала.
— Наверное, мог бы! Однако, жизнь распорядилась иначе. Брат художника взял семейное дело в свои руки — и вскоре полностью разорился. Павел Фёдорович приютил его в своей казённой квартире при Академии художеств. И содержал большую семью, продавая картины и трудясь преподавателем.
— Сначала пример святой Марии вдохновил художника не размениваться на житейскую суету, а затем Марфа послужила для него образцом самоотверженной заботы о близких.
— Да, евангельская история стала для Павла Плешанова не только темой картины «Христос у Марфы и Марии». Она отразилась в его жизни.
Картину Павла Плешанова «Христос у Марфы и Марии», можно увидеть Ярославском художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Алексей Тыранов «Мальчик, пускающий мыльные пузыри»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Художник Алексей Тыранов. «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Паша, взгляни! Отрок лет двенадцати в холщовой домотканой рубахе сосредоточенно надувает щеки, пуская воздух через соломинку. Трудится над созданием маленького радужного чуда, забыв обо всем на свете. Тебе эта картина ничего не напоминает?
— Конечно, напоминает, дядя Андрей! Бабушка тогда очень огорчилась, узнав, что я весь её шампунь истратил на мыльные пузыри. Забавно, что эта история из детства настигла меня здесь, в Саранске, в музее изобразительных искусств.
— Тема мыльных пузырей в живописи очень распространена, племянник! Так что картины, ей посвящённые, ты можешь встретить во многих музеях мира!
— Правда?
— О, да! Художник Алексей Тыранов создал своё произведение в 1827 году. А прозрачные радужные шары из пены привлекли художников намного раньше. Первым мыльный пузырь изобразил голландский живописец Корнелис Кетель ещё во второй половине шестнадцатого века.
— И его идею подхватили?
— Да, в семнадцатом столетии она стала весьма востребованной.
— А ведь это непросто — изобразить летящую прозрачную сферу! Наверное, те, кому это удавалось, считались большими мастерами!
— Мыльный пузырь на картине, как знак качества — интересная мысль! И, в общем, верная. Но дело не только в этом. То, что сейчас мы знаем исключительно, как детскую забаву, в средние века служило символом скоротечности бытия. И на полотнах пузыри часто соседствовали с человеческими черепами.
— Вот как! Я удивлён! Картина «Мальчик, пускающий мыльные пузыри», мыслей о смерти не вызывает.
— У этого произведения иной смысл! Алексей Тыранов хотел вызвать у зрителя симпатию к герою картины. Художник стремился раскрыть внутренний мир крестьянского мальчика, показать его увлечённость творческой игрой, сосредоточенность. Для русской живописи начала девятнадцатого века это было весьма необычно и смело!
— Что ж тут смелого и необычного?
— Писать портреты простолюдинов в России долгое время было непринято. Одним из первых изображать крестьян стал Алексей Венецианов — помещик Тверской губернии, академик живописи. Он не только посвятил простым деревенским людям множество полотен, но ещё и создал в своем имении школу рисования для бедных.
— Для крестьян?
— Учениками Венециановской школы были не только крепостные крестьяне, но и малоимущие горожане. Как, например, Алексей Тыранов, автор картины «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Это от своего учителя он усвоил внимательное и бережное отношение к персонажу картины, какого бы он ни был сословия и возраста.
— Достойно уважения, правда?
— Безусловно! Каждая человеческая жизнь — чудо, сотворенное Богом. Вне зависимости, кому она принадлежит — монаршей особе или бедному крестьянину. Именно это хотел напомнить современникам Алексей Тыранов своей картиной «Мальчик, пускающий мыльные пузыри».
— Это и в наше время важно помнить.
Картину Алексея Тыранова «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» можно увидеть в Саранске, Мордовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России







