
Фото: flickr.com
Если вы приедете в православную Грецию и надумаете посетить там богослужение, то сразу же заметите отличие между нашими прихожанками и прихожанками-гречанками. Гречанки, что называется, рушат российские представления о том, как должна выглядеть женщина, пришедшая в храм.
Во-первых, гречанки почти никогда не носят в храме платков на голове, чем очень, бывает, смущают российских паломников. Если в греческом храме вы увидите женскую голову, покрытую платком, знайте – это либо россиянка, либо престарелая гречанка-вдова.
Еще одним ярким отличием православных гречанок является то, что почти все они приходят в храм в брюках. Не в юбке, как это принято в Русской Церкви, а в брюках, чем, надо сказать, совершенно не смущают греческих священников. Что же это такое?! – воскликнет слушатель. – Греки попирают благочестивые традиции!
В каком-то смысле это действительно так. Современные православные греки к некоторым вопросам церковной жизни подходят, мягко говоря, безразлично. Могут в самые важные моменты богослужения сидеть, в течение службы обсудить немало новостей. На моих глазах как-то один мужчина решил у священника что-то спросить и просто вошел в алтарь. Потому что, видите ли, другого времени у него не было.
Но, как мне кажется, греки не в полной мере виноваты в сложившейся ситуации. Просто некоторые моменты их церковной жизни созданы не ими. Взять хотя бы внешний облик греческой прихожанки.
В храм она приходит в брюках, потому что убеждена в приличности такого вида одежды. А всё потому, что Греция давным-давно уже стала частью европейского пространства и православные гречанки просто переняли у европеек католичек или протестанток их манеру одеваться на богослужение. Современные гречанки думают, на самом деле, очень просто – в современной моде есть мужские брюки, а есть женские. И если женские брюки выглядят прилично, то что ж их в храм не надеть?
С отсутствием платка на голове дело обстоит несколько иначе. Гречанки в этом случае смотрят не на запад, а, скорее, на восток. Православные гречанки к платкам испытывают настоящую аллергию еще со времен турецкого владычества. Четыреста лет исламские власти пытались заставить греческих женщин покрывать голову подобно мусульманкам. И сегодня, когда Греция, наконец, избавилась от турецкого ига никто и ничто не может православных гречанок заставить надеть платок. Уж очень им не хочется быть похожими на мусульманок. Гречанкив принципе считают, что это очень красиво приходить в храм с уложенной симпатичной прической. Вот потому в греческих церквях вы увидите женщин с непокрытой головой.
Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Что такое вера? Казалось бы, ответить на данный вопрос очень просто. Но не тут-то было. Вера — глубокое и многогранное даже не чувство, а явление, феномен. О природе настоящей крепкой веры и её антиподах — сомнению и маловерию — говорит нам отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, укреплённые благодатью Святого Духа, дерзновенно проповедуют жителям Иерусалима. Свои слова они подкрепляют чудесами. Например, по молитве учеников Христовых от хромоты избавляется известный всему городу нищий хромой. За всё совершённое Петра и Иоанна арестовывают и приводят на заседание синедриона — религиозного суда древнего Израиля. Между судьями-первосвященниками и апостолами начинается диалог. Диалог, в котором духовный настрой учеников Христовых противостоит напору гонителей Церкви, их сомнениям и маловерию. И мы с вами видим, как в этом противостоянии многогранно проявляет себя вера апостолов.
В их лице мы видим, что вера, в первую очередь, это, конечно же, уверенность. Речь идёт об убеждённости человека в существовании кого-либо или чего-либо. В случае с религиозной жизнью — в бытии Бога. Интересно, что данный вид веры не подразумевает автоматически исполнение заповедей Господних — добродетельной жизни. Об этом ярко пишет апостол Иаков: «ведь бесы веруют и трепещут». Злые духи точно знают, что Бог есть. Но это никак не облегчает их тёмное существование. Верой как уверенностью обладали некоторые революционеры, проповедники атеизма. Они знали, что Господь существует, но сознательно Ему противились. Конечно же, апостолы точно знали, что Бог есть, что Христос — Сын Божий. Но их вера не ограничивалась исключительно убеждённостью, что Господь существует.
На примере Петра и Иоанна мы видим второй аспект веры — доверие. Здесь речь идёт уже не только о рассудочной вере, но сердечном стремлении человека жить в согласии с волей Божией. Христианин любит Господа, доверяет Ему свою жизнь. Примером такой веры был, конечно же, праотец Авраам. Услышав голос Божий, он оставил прежний дом и отправился в долгое путешествие. На протяжении жизни праотец неоднократно проявлял свою крепкую веру-доверие, ставшую по слову апостола Павла основой праведности Авраама. Апостолы Пётр и Иоанн, а вместе с ними вся древняя Церковь жили в доверии ко Христу, имея надежду на то, что Сын Божий будет рядом и в дни радости, и в дни скорби. Последние же особенно требовали третьего аспекта веры — веры как верности.
Верность предполагает, что человек уже не только стремится доверять Богу, но и искренне исполняет Его заповеди. Даже если тому имеются препятствия. Веру-верность явили миру и апостолы, и многочисленные христианские мученики, жившие не только в эпоху древнего Рима, но и в недавнем прошлом. В течение 70 лет в нашей стране Православная Церковь была гонима безбожной властью, от рук которой пострадало множество священнослужителей и простых верующих. Огромное число наших соотечественников стало примером удивительной и истинной верности Богу. И конечно же — мы как новое поколение христиан призваны не посрамить память предшественников, но явить миру пример веры и как убеждённости в существовании Бога, и как доверия Его промыслу, и, безусловно, как верности заповедям Христовым. Только в данном случае мы можем надеяться, что будущее Церкви нашей окажется относительно спокойным.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Тюремное служение — одно из основных направлений работы самарского фонда просвещения «Вера». У него есть два уникальных проекта. Команда фонда организует вещание радио ВЕРА в местах лишения свободы. На сегодня эфир Светлой радиостанции охватил более трёхсот исправительных учреждений России. И теперь в их стенах регулярно звучит Евангельская весть! Кроме этого, фонд просвещения «Вера» проводит для осуждённых курсы по иконописи. Это даёт людям возможность стать ближе к Церкви и Богу, а также освоить новую профессию.
Многие, из тех, кто находится в местах лишения свободы, видят особое утешение в росписи икон и в программах радио ВЕРА.

«Недавно произошёл интересный случай, — делится сотрудник фонда Константин Бобылев. Нам написал мужчина из Рязанской области, с которой мы ещё не работали. Он обратился с просьбой запустить вещание Радио ВЕРА в его колонии. Кроме этого, мужчина хотел освоить иконописное дело. Каким-то образом он узнал об этих возможностях. К письму осуждённый приложил несколько своих рисунков с изображением Богородицы и святого Спиридона Тримифунтского. Видно, что у человека есть талант и рвение послужить Богу таким вот образом. Постараемся ему помочь», — говорит Константин.
Помимо этого, в планах у фонда продолжить работу по запуску вещания Радио ВЕРА в колониях России.
Вы можете поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера», оставив любой благотворительный взнос на его официальном сайте. Собранные средства пойдут на покупку оборудования для организации вещания Светлого радио и материалов для занятий иконописью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Социальное служение и вера». Инесса Панченко

У нас в гостях была руководитель телестудии для воспитанников детских домов «МоЁжТв», сестра милосердия Елизавето-Варваринского сестричества, тележурналист Инесса Панченко.
Мы говорили с нашей гостьей о вере, творчестве и социальном служении. Главной темой беседы стало то, как воспитанники детских домов, вовлекаясь в изучение тележурналистики, раскрываются, находят в себе новые таланты и меняют свою жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер