В то время как Игорь был бесчеловечно растерзан древлянами, в Киеве оставалась его жена, княгиня Ольга с малолетним сыном Святославом...
Первое известие о смерти Игоря великая княгиня получила от древлянских послов. Убивши русского князя, древляне задумали совсем уничтожить княжий род в Киеве и рассудили так: «Русского князя мы убили; возьмем его княгиню Ольгу в жены нашему князю; а Святослава тоже возьмем и сотворим с ним, как захотим».
Порешив так, древляне послали к Ольге послов, или сватов, — двадцать лучших мужей, старейших бояр. Послы приплыли к Киеву на ладьях по ПрИпяти и Днепру и велели сказать Ольге о своем прибытии.
Княгиня позвала их к себе. «Добрые гости пришли?» — спросила княгиня. «Добрые пришли, княгиня», — ответили послы. «Говорите, с каким делом сюда пришли?» — «Послала нас Древлянская земля», — отвечали послы, — и велела тебе сказать: мужа твоего убили за то, что был твой муж, аки волк, хищник неправедный и грабитель. А у нас князья добрые, не хищники и не грабители, распаслИ, обогатили нашу землю, как добрые пастухи. Пойди замуж за нашего князя«.
«Приятно мне слушать вашу речь», — сказала Ольга, — «уж мне моего Игоря не воскресить. Теперь идите в свои ладьи и отдохните. Завтра я пришлю за вами. Хочу вас почтить великою почестью перед своими людьми. Когда за вами пришлю, вы скажите слугам: не едем на конях, не едем и на возах, не хотим идти и пешком — несите нас в ладьях, и внесут вас в город в ладьях. Такова будет вам почесть. Таково я люблю вашего князя и вас».
Послы обрадовались и пошли к свои ладьям, пьяны-веселы, воздевая руки и восклицая: «Знаешь ли ты, наш князь, как мы здесь тебе все уладили».
А Ольга, тем временем, велела выкопать на своем загородном теремном дворе, вблизи самого терема, великую и глубокую яму, в которую был насыпан горящий дубовый уголь. Наутро она села в терем и послала звать к себе гостей. «Зовет вас Ольга на любовь!» — сказали послам пришедшие киевляне. Послы все исполнили, как было сказано: уселись в ладьях, развалившись и величаясь, и потребовали от киевлян, чтобы те несли их прямо в ладьях. «Мы люди подневольные, — ответили киевляне, — князь наш убит, а княгиня хочет за вашего князя!» Подняли ладьи и торжественно понесли послов-сватов к княгининому терему. Сидя в ладьях, древлянские послы гордились и величались. Их принесли во двор княгини и побросали в горящую яму, вместе с ладьями. «Хороша ли вам честь?!» — воскликнула Ольга, наклонившись над ямой. «Пуще нам Игоревой смерти» — застонали послы. Ольга велела засыпать их землею живых. Потом она послала к древлянам сказать так: «Если вы вправду просите меня за вашего князя, то присылайте еще послов, самых честнейших, чтобы могла идти отсюда с великою почестью, а без той почести люди киевские не пустят меня». Древляне со своим князем Малом избрали в новое посольство самых достойных мужей и отправили их в Киев.
Как пришли новые послы. Ольга велела их угощать, а затем и истопить баню. Вошли древляне в баню и начали мыться. Двери же за ними затворили и заперли, затем тут же от дверей зажгли баню — так они все и сгорели.
После того Ольга посылает к древлянам с вестью: «... варите меды! Вот я уже иду к вам! Иду на могилу моего мужа; для людей поплачу над его гробом; для людей сотворю ему тризну, чтобы видел мой сын и киевляне, чтобы не осудили меня!» Древляне стали парить меды, а Ольга поднялась из Киева налегке, с малой дружиной. Придя к гробу мужа, она стала плакать, а, поплакавши, велела людям насыпать большую могилу. Когда был насыпан большой курган, княгиня устроила тризну. После того древляне, лучшие люди и вельможи, сели пить. Ольга приказала отрокам угощать и поить их вдоволь. Развеселившись, древляне вспомнили о своих послах. «А где же наша дружина, наши мужи, которых послали за тобою?» — спросили они у Ольги. «Идут за мной с дружиной моего мужа, приставлены беречь скарб», — ответила княгиня. Когда древляне упились как следовало, то княгиня велела отрокам «пить на них», что значило пить чашу пополам за братство и любовь и за здоровье друг друга, отчего отказываться было невозможно; таков был обычай. Это также называлось «перепивать друг друга». Когда древляне перепились вконец, то княгиня поспешила уйти с пира, приказав своим перебить всех древлян. ... всего их погибло пять тысяч человек. Ольга же вернулась в Киев и стала готовить войско, чтобы истребить древлянскую силу до остатка.
На другое лето, в 946 году, Ольга привела в Древлянскую землю большое и храброе войско, под предводительством маленького Святослава, с воеводой СвенАлдом и с дядькой малютки АсмОлдом. Древляне тоже собрались и вышли. Полки сошлись лицом к лицу, и первым начал битву четырехлетний малютка Святослав, так как доблестные русские князья, по отцовскому и дедовскому обычаю, всегда сражались впереди своих дружин и всегда первые вступали в бой.
Поэтому и Святослав начал битву, кинув свое копье в древлян. Копье полетело между ушей его лошади и упало ей под ноги. Но этим княжье дело было исполнено. «Князь уже начал!», — воскликнули воевода и дядька, — «Потягнем, дружина, по князе!». После жестокой сечи победа досталась киевлянам, и древляне разбежались по городам и заперлись в осаду. Ольга с сыном пошла прямо к Искоростеню, где был убит Игорь. Этот город знал, что ему пощады не будет и поэтому боролся крепко. Великая княгиня простояла под городом все лето и не смогла его взять; тогда она послала в Искоростень послов сказать от ее имени: «Чего вы хотите досидеть? Все ваши города отдались мне, все ваши люди взялись платить мне дань и теперь спокойно обрабатывают свои нивы и пашут землю, а вы хотите видно помереть голодом, что не идете в дань». «Рады и мы платить дань — отвечали горожане, — да ты хочешь отомстить нам за смерть мужа».
«А я уже отомстила обиду мужа», — отвечала Ольга. «... Теперь иду домой, в Киев. Больше мстить не хочу. Покоритесь и платите дань. Хочу умириться с вами. Буду собирать от вас дань легкую». «Бери, княгиня, чего желаешь», — отвечали древляне. «Рады давать медом и дорогими мехами». «Вы обеднели в осаде», — говорит Ольга. — Нет у вас теперь ни меду, ни мехов; хочу взять от вас дань на жертву богам, а мне на излечение головной болезни — дайте от двора по три голубя и по три воробья«.
Конечно, жители Искоростеня обрадовались такой легкой дани и прислали княгине птиц с поклоном. Ольга объявила, чтобы они жили теперь спокойно, так как наутро она отступит от города и пойдет в Киев. Услышавши такую весть, горожане обрадовались еще больше и разошлись по дворам спокойно спать. А между тем Ольга раздала ратным людям голубей и воробьев, велела к каждой птице привязать горючую серу с трутом, обернув в лоскут и завертев ниткой, и, как станет смеркаться, выпустить всех птиц на волю. Птицы полетели в свои гнезда, голуби в голубятни, а воробьи под застрехи. Город в один час загорелся со всех сторон; в ужасе люди выбежали за городские стены, но тут и началась с ними расправа: одних убивали, других забирали в рабство; старейшин сожгли.
После этого наложена была на древлян тяжелая дань: по две черные куницы и по две белки, кроме прочих мехов и меда, на каждый двор.
Вот так Ольга, как добрая и верная жена, отомстила за смерть своего мужа. И за эту жестокую месть, которую она совершила с такой хитростью и мудростью, народ прозвал свою княгиню «умнейшей от человек».
Такова была язычница Ольга.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема