После Олега на княжеский стол сел Игорь, сын Рюрика. Это было в 913 году. Первым его делом было усмирение древлян, которые по смерти Олега отказались платить дань. Игорь победил их и наложил дань больше Олеговой. Затем он усмирил и непокорное славянское же племя Уличей, которые жили в низовьях Днепра... Во время этого усмирения долго не покорялся город Пересечен, так что Игорев воевода сидел около него три года и едва взял. Тогда Уличи совсем перебрались с Днепра и сели между Бугом и Днестром.
После ухода их весь Великий путь «от варягов в греки» был уже вполне в руках великого князя...
Из средней Азии пришло в 915 году в наши южные русские степи новое большое хищное племя — печенеги.
Оно, без сомнения, было вызвано греками, которые, видя усиление Руси, а также болгар на Дунае и не рассчитывая больше на ослабевших хазар, призвали против славян печенегов, по примеру императора Юстиниана. Вначале Игорь умирился с ними, и они прошли прямо на болгар, но затем стали прибывать их новые полчища, которые сели восемью ордами по всему побережью между Доном и Дунаем, преградив ... русским путь «из варяг в греки».
Конечно, это было для недавно образовавшегося государства Руси большим нечестьем. С этого времени наши предки могли выходить по Днепру к Черному морю либо покорив печенегов, либо заключив с ними мир. И вот, уже через пять лет по их прибытии, в 920 году, князь Игорь начинает продолжительную борьбу с этим нардом.
Борьба эта сменялась иногда на несколько лет миром, и тогда мы свободно входили в Черное море. Греки же постоянно дружили с печенегами и искусно натравляли их то на нас, то на болгар, а также и на венгров.
Печенеги были народом жадным и ненасытным: они бесстыдно выпрашивали у греков множество дорогих подарков за свои нападения на славян; но при этом печенеги были также народом воинственным и свирепым; они отлично ездили верхом и стреляли из лука.
На венгров они сразу навели такой ужас, что те отказались дальше воевать с ними; русских же печенеги всегда сами боялись, так как те наносили им зачастую жестокие поражения.
После занятия печенегами выхода из Руси к Черному морю греки скоро стали опять обижать в Царьграде русских людей и относиться к ним пренебрежительно, так как считали, что нам уже невозможно будет повторить набег на Константинополь, как это было во времена Аскольда и Олега. Однако, греки ошиблись в своих расчетах.
Заключивши с Печенегами мир, Игорь, в 941 году, поднялся на Царьград с большой силой. У него было не меньше тысячи кораблей. Он по русскому обыкновению быстро подошел к городу, высадился по обоим берегам Царьградского пролива и жестоко опустошил все побережье, производя обычные по тому времени ратные дела, сжигая села, церкви и монастыри, и без пощады убивая жителей.
Вскоре выступил греческий флот; он был вооружен приспособлениями, из которых пускали на врагов знаменитый в то время «греческий огонь». Эти приспособления были установлены на корме, на носу и по бокам каждого корабля. Византийский флот встретил ладьи Игоря у Искреста, как называли русские башню со светильником, или маяк, стоявший к северу от Босфора на скале.
Русские ... сами выманили греков в открытое море, где надеялась с полным успехом не только разбить, но и захватить своих врагов живьем. На море стояла полнейшая тишина, что, по-видимому, было благоприятно для русских; но на самом деле именно эта тишина и оказалась для них пагубной, так как при ветре греки не могли бы добрасывать со своих судов «греческий огонь» до наших кораблей. При наступившей же тишине огонь этот действовал без всякой помехи. Главным его составом была нефть, которая горела даже и в воде. Как только приблизились друг к другу корабли — огонь был пущен греками во все стороны. Облитые нефтью русские корабли и люди, и вся поклажа мгновенно воспламенились и производили сильнейший пожар. Спасаясь от огня, русские стали бросаться в море, желая лучше утонуть, чем сгореть. Иные, обремененные кольчугами и шлемами, тотчас шли ко дну, иные, плывя, горели в волнах морских. Ушли от погибели только те, которые успели отплыть к азиатскому низменному берегу, в мелководье, куда греческие «огненосные» суда не могли пройти вследствие своей величины.
Однако, оставшиеся русские были еще очень многочисленны и потому, высадившись на малоазиатском берегу, распространяли свои набеги далеко по побережью, а также углублялись и вовнутрь страны для сбора всякой добычи. Когда с сухого пути их выбивали собравшиеся сухопутные греческие полки, тогда русские отходили в своих малых кораблях на мелководье и, воюя таким образом, успешно держались против греков в течение всего лета. Мелкая вода была для них своего рода крепостью. Так что во все это время они жили и ночевали в своих лодках. Наконец, настал сентябрь месяц. Запас съестного истощился, и русские решили отправиться домой и однажды темной ночью тронулись в путь. Но греческий флот ожидал их ухода и зорко следил за морем. Утром наши были настигнуты большими греческими судами, и произошло второе морское сражение, из которого немногие русские ушли домой; большинство же участников похода погибло, а некоторые были взяты в плен. В Царьграде всем русским пленникам торжественно, в присутствии иноземных послов, были отрублены головы.
Так неудачно окончился поход Игоря против Царьграда в 941 году.
Псалом 60. Богослужебные чтения
Как навести порядок в своей жизни? Что необходимо сделать для того, что всё в ней встало на свои места? Чтобы проблемы перестали громоздиться одна на другую? Ответ на этот вопрос находим в 60-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета́ его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
«Да живу́ я ве́чно в жили́ще Твоём и поко́юсь под кро́вом крыл Твои́х», — вот она центральная мысль только что прозвучавшего псалма. По всей вероятности, его автором является сам царь Давид, который вынужден бежать из Иерусалима по причине бунта своего сына Авессалома. Оказавшись на чужбине, в изгнании, он и составляет эту молитву. Учитывая эти обстоятельства, мы можем лучше понять значение образов 60-го псалма.
Как мы знаем из библейской истории Иерусалимский храм был построен только Соломоном, сыном Давида. Поэтому жилище Божие, о котором говорится в псалме, это скорее всего временное святилище, так называемая скиния, то есть большой богослужебный шатёр. Из Священного Писания известно, что первая скиния была построена ещё во время исхода евреев из Египта. Это сооружение было местом особого присутствия Божия. И на это присутствие указывали видимые образы. Днём скинию могло покрывать нечто вроде облака, ночью над скиниею было видно что-то вроде огненного сияния.
Вероятно, нечто подобное происходило и в скинии, которая была сооружена в Иерусалиме во время Давида. На это и указывает выражение «под кро́вом крыл Твои́х». Это образ, который встречается и в других псалмах. Бог представляется в виде огромной птицы, которая согревает своих птенцов теплом и сообщает им жизненную энергию. Интересно то, что именно такой образ Творца возникает уже в рассказе о творении мира. Там Дух Божий, подобно птице, носится над первозданными стихиями, насыщая их силой, необходимой для того, чтобы из этой неоформленной материи возникла жизнь.
В христианской гимнографии синонимом этому образу является образ покрова. Например, покров Пресвятой Богородицы. Это особая благодатная поддержка, которую человек может в некоторые моменты своей жизни переживать вполне осязаемо.
Теперь понятно, что скрывается за просьбой Давида и к чему он стремится. Он жаждет пережить Божественное присутствие, то состояние, которое он обычно переживал в Иерусалимском святилище. Более того, псалмопевец хочет, чтобы это состояние стало постоянным содержанием его внутреннего мира. Поэтому и говорит он «да живу́ я ве́чно в жили́ще Твоём».
И это очень примечательно, учитывая непростую ситуацию, в которой оказался великий царь. Ему бы молить о вполне конкретных вещах — о победе, о справедливости, о наказании врагов, о возвращении столицы, о поддержке со стороны его подданных, о союзниках. Но всё это Давид ставит на второе место. Ведь он на собственном опыте познал важную духовную истину. Когда все свои силы мы направляем на то, чтобы войти в присутствие Бога, в нашем сердце возникает глубокий мир, а в душе всё становится ладно и ровно. И чем больше это состояние наполняет нас, тем больше порядка и ладности появляется в окружающем нас мире. И в первую очередь в тех сферах, которую напрямую с нами связаны и за которые мы с вами несём ответственность.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 268 зач., III, 9-13.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда видишь, как твой ребёнок что-то делает ну не совсем так, как следовало бы, — всегда маячит соблазн указать на это, научить, исправить. И дальше — самое интересное: от того, каким именно образом произойдёт это наставление, зависит очень многое в дальнейшей судьбе ребёнка.
Отрывок из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Солунянам показывает нам очень ярко, как сам апостол поступает в подобной ситуации.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
1-е послание апостола Павла к Солунянам — одно из самых ранних христианских посланий, оно написано около 50 г. Павел разлучён с солунянами, гонимая община уже самостоятельно стоит на ногах, но она всё ещё достаточно молодая и неопытная. Апостол Тимофей вернулся с «благой вестью» о вере и любви солунян, и апостол Павел отвечает благодарением и молитвой.
О чём же эта усердная молитва апостола? О том, чтобы «видеть лицо ваше» — то есть иметь возможность лично посетить — и «дополнить, чего недоставало вере вашей». В послании использован глагол «дополнить» (καταρτίσαι). У античных авторов этот глагол καταρτίζω буквально означает «восстанавливаю до полной целостности», «привожу в стройное, завершённое состояние». Примечательно, в каком именно контексте он использовался, — «оснащать», «снаряжать корабль или войско», «гармонизировать». В слове есть ярко выраженный «инструментальный» аспект — и это здесь, в послании, совсем неслучайно.
Обратим внимание: апостол не говорит солунянам — «ну, слабовато как-то, ваша вера явно недотягивает!», а я вот сейчас приду и «додам» вам недостающее. В этом, конечно же, звучат вполне явственно определённые уничижительные нотки: кому охота услышать о том, что он — далёк от совершенства? Но смотрите, как звучат слова апостола: я предложил бы такой перевод — «пусть вера будет подогнана, как скрипка под музыканта». Апостол — не надзиратель, а настройщик; и цель его — не исправность ради исправности, а гармоничный строй ради будущего концерта.
Почему-то у меня возникает ещё один образ в связи с этими словами апостола. Когда любящая мать собирает своего ребёнка в дальний поход, она обязательно будет настаивать на том, чтобы он взял с собой что-то такое, что с его точки зрения — ненужно, избыточно — но вот если он послушается матери, то уже в самом походе будет очень сильно её благодарить. Так и здесь: самим солунянам кажется, что их веры вроде как и предостаточно для прохождения сквозь скорби — но для апостола всё же видится определённая «лакуна», которую по своей большой любви к ним он просто не может не заполнить.
Вот чему и учит нас сегодня послание апостола Павла: прежде чем делать кому-то кажущееся нам важным замечание, внимательно посмотреть — не будет ли оно оскорбительным, унизительным — и научиться подправлять другого так, чтобы и ему было радостно, и нас совесть не укоряла!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Развивающие занятия и другие подарки для ребят с инвалидностью из ЛНР
Благотворительный фонд «Ясное дело» поддерживает семьи из Луганской Народной Республики, большинство из которых находятся в прифронтовой зоне. Среди них немало тех, кто воспитывает детей с инвалидностью. Фонд передаёт семьям всё необходимое и возвращает им возможность жить полноценно.
Семилетней Кате и её родным нужна бытовая техника, старая вышла из строя. А девочка мечтает о новых книгах и ёлке с красивыми игрушками. У Кати инвалидность, весь год она усердно училась делать свои первые шаги без коляски и говорить. Ей очень хочется отвлечься от сложных будней и погрузиться в атмосферу праздника. Фонд «Ясное дело» планирует не только отвезти её семье нужные вещи, но и порадовать Катю большой нарядной ёлкой и книгами.
Семилетнему Максиму и его родным тоже доставят необходимую помощь. А самого мальчика особенно порадует ортопедическое кресло. У него, как и у Кати, тоже есть нарушения в развитии. Максим учится в школе и ему это нравится. Он с большим старанием выполняет домашнюю работу, однако по причине болезни долго сидеть на обычном стуле не может, спина быстро устаёт. Поэтому так важно привезти ему специальное кресло.
Помимо семей Кати и Максима поддержки ждут и другие. Фонд «Ясное дело» отвезёт помощь 20 семьям с особенными детьми из Луганской Народной Республики, порадует ребят нужными подарками, а ещё оплатит для них развивающие занятия с логопедами и другими специалистами. Присоединяетесь к этому доброму делу, переходите на сайт фонда «Ясное дело» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







