У нас в гостях был лидер группы "Калинов мост" Дмитрий Ревякин.
Наш гость рассказал об истории и о тридцатилетии группы, о новом альбоме и о фильме, посвященном группе, "Пьеса сроком 30 лет".
А. Пичугин
- В этой студии «Светлого радио» приветствуем вас мы, Лиза Горская.
Е. Горская
- Алексей Пичугин.
А. Пичугин
- Знаменательное событие, в этом году исполняется 30 лет группе «Калинов мост», в конце года, совсем уже скоро вернее, в этом месяце, будет юбилейный концерт в Москве, и мы с радостью в этой студии приветствуем лидера этой группы Дмитрия Ревякина, здравствуйте.
Д. Ревякин
- Здравствуйте.
А. Пичугин
- Ну, давайте сразу с места в карьер, расскажем нашим радиослушателям, где можно с вами отпраздновать 30тилетие.
Д. Ревякин
- Ну, мы уже празднуем с марта этого года, и будем еще года три праздновать, потому что для нас это все-таки событие, для провинциалов, ну а в ноябре – это 18 ноября в Известия Холл, начало в 8 вечера.
Е. Горская
- Что значит «для провинциалов»?
Д. Ревякин
- То и значит.
А. Пичугин
- Ну, вы уже столько лет в Москве.
Д. Ревякин
- Не влияет.
А. Пичугин
- А как же? Есть группы, которые приезжают в Москву, живут здесь год или два, но при этом говорят, что они уже московская группа. Укоренились, у вас все никак.
Д. Ревякин
- У нас не получается, да, так себя позиционировать.
А. Пичугин
- 30 лет, я помню, когда «Машина времени» отмечала 30тилетие в 99-ом году, казалось, что это какой-то совершенно невозможный для российских групп срок – целых 30 лет, они же живых «Beatles» еще застали, будучи уже «Машиной времени», но идет время и постепенно культовые значимые российские группы тоже перешагивают через этот барьер в тридцать лет, это действительно такой важный срок, ведь 30 лет это, по сути, можно сказать, три этапа: 80-ые годы, 90-ые, когда в начале все было всем интересно, когда творчество российских рокеров попало в распад Советского Союза, 91 год, вроде бы свобода, все можно, и, вдруг, это все сменяется какой-то волной популярной музыки и до 98-ого, 99-го, как я вспоминаю, русского рока почти и не было слышно. Как вы себя чувствовали в те годы?
Д. Ревякин
- Выживали как-то, занимались творчеством, иногда случались концерты, сходились, расходились, пропадали, писали новые стихи и песни, вот этим же и занимались, но было своеобразно, молоды были, и интересно было, поэтому так особо…если говорить для меня, это не было как-то травматично.
А. Пичугин
- А вы сами как-то можете разделить свое творчество на какие-то, этапы, периоды?
Д. Ревякин
- Конечно, можно. Есть юношеское творчество, есть творчество, которое связано с манифестами, с утверждениями, когда все понятно и ясно, это, как правило, в юности. При этом и лирика присутствует, какое-то восприятие мира такое, противоположный пол, общение друзья, вот такое. Потом период, наверное, словотворчества, мне было очень интересно, потом избавление постепенное от этого словотворчества, ну и дальше.
А. Пичугин
- А сейчас?
Д. Ревякин
- Сейчас я не знаю, как это классифицировать
Е. Горская
- А что значит «избавление от словотворчества»
Д. Ревякин
- То и значит, что предпочтения те, которые раньше были в поэзии, приходилось от них избавляться, приходилось приходить к какой-то большей прозрачности, скажем так.
А. Пичугин
- А поэзия должна быть прозрачна? То есть поэзии вредит излишняя витиеватость?
Д. Ревякин
- Это смотря какая, я не знаю, какая задача, все можно характеризовать.
А. Пичугин
- Так вот я и хотел сказать, что, когда говорят: «Пушкин- наше все», я в этом какое-то лукавство слышу.
Д. Ревякин
- Я не слышу, для меня, да, Пушкин – наше все, но, тем не менее, в то время, когда Пушкин творил, знало его там 2 процента, наверное, из населения.
А. Пичугин
- Кто-то из критиков современных литературных, не помню, кто, говорил, что Пушкина, в общем-то, открыл Серебряный век, до Серебряного века, не смотря на памятник Пикушина на Тверской, Пушкин для 19 века был кем-то вроде Пелевина у нас сейчас.
Д. Ревякин
- Я не согласен, достаточно послушать речь Достоевского.
А. Пичугин
- Это как раз те 2 процента, о которых вы говорите.
Д. Ревякин
-Ну, да.
А. Пичугин
- Хотя поэзия всегда какой-то налет элитарности имеет.
Д. Ревякин
- Безусловно, потому что поэзию понимать – нужен особый сердечный дар, особая сердечная открытость.
А. Пичугин
- А концерты юбилейные в честь 30тилетия в Москве 18 ноября, давайте сразу же просто напомним, потом еще раз напомним, за день до этого вы в Туле будете.
Д. Ревякин
- Да, мы будем в Туле, разомнемся. Покажем себя тулякам, споем им боевые песни, потому что Тула – город военный, город оружейников, поэтому там, так сказать, грянем. И потом уже в Известия Холл, на следующий день, где будет развёрнутая программа, где мы постараемся понять, не понять вернее, а создать атмосферу и погрузить в эту атмосферу всех, кто придет и спеть те произведения, которые все-таки принесли нам мировую известность.
А. Пичугин
- Здорово, я смотрю такой напряжённый график здесь на сайте. Вот 17 ноября – Тула, рок-клуб М2, Москва 18 ноября – Известия Холл, в Питере 19 ноября – в Космонавте, в Мурманске 20 ноября – в Рок-н-рол мьюзик баре.
Д. Ревякин
- Да, деваться некуда, у нас такие свои условия существования группы. У нас часть музыкантов прилетает на эти концерты, добирается поездом из других городов, поэтому вот так мы.
А. Пичугин
- Вы не все в Москве живёте?
Д. Ревякин
- Нет, нам, получается так, что надо вот этой обоймой играть концерты.
А. Пичугин
- Кстати, интересно, когда группы появлялись в начале и середине 80-ых годов, понятно, что все ребята из одного города, минимум из одного города, а, скорее всего, это какие-то более близкие локации. И вот группа существует уже 30 лет, и из всех бескрайних точек Советского Союза пять-шесть человек приезжает на концерт. А как вы репетируете, где вы собираетесь?
Д. Ревякин
- В Москве и репетируем, и снимаем репетиционное помещение, там готовимся. Ну если новый альбом играем, то тут все равно больше зависит от домашней подготовки каждого из музыкантов. Так у нас все ответственно подходят к этому. Потому что лишний раз на репетицию собираться никому не хочется.
А. Пичугин
- Это тяжело.
Д. Ревякин
- Да.
А. Пичугин
- Футболисты каждый день тренируются, не совсем удачная аналогия, но все равно, а культовым музыкантам достаточно несколько раз собираться перед концертами или какими-то событиями?
Д. Ревякин
- Ну, да, в нашем случае.
А. Пичугин
- А как материал? Новый материал? У вас вот выйдет альбом, мы сейчас о нем еще поговорим, «Сезон овец» называется.
Д. Ревякин
- Да, поговорим.
А. Пичугин
- Как вот вы перед альбомом, как вы друг другу представляете новый материал?
Д. Ревякин
-Ну, я напою песни сначала напомню песни, потом раздаю их, все слушают и вносят свои коррективы, которые мы обсуждаем, плюс концепция музыкального альбома, потом уже собираемся и начинаем работать. Сначала, допустим, мы с барабанщиком в студии, потом еще и еще, и все это вот так идет, у нас свои условия, какие они есть, вот мы их и стареемся использовать эффективно, чтобы это все шло на пользу и в нашу сторону.
А. Пичугин
- «Сезон овец» альбом называется, он выйдет, я так понимаю, в декабре.
Д. Ревякин
- Надеемся, что в декабре, очень надеемся, и прилагаем к этому все свои усилия, чтобы в декабре во второй декаде это все уже появилось.
А. Пичугин
- Он уже записан?
Д. Ревякин
- Уже идет доводка и отточка, и оформление. Над оформлением работа, то есть в таком ключе.
А. Пичугин
- Год назад мы с вами встречались в этой студии, тогда вы презентовали альбом, который называется «Циклон».
Д. Ревякин
- Про Камчатку.
А. Пичугин
- Да, про Камчатку, и это очень интересно, когда вы рассказывали, что все песни с этого альбома записывали на Камчатке.
Д. Ревякин
- Да, много песен, которые на Камчатке записаны. Вот та песня, которая сейчас прозвучит, она тоже на Камчатке записана.
А. Пичугин
- Да, буквально через минуту мы ее послушаем. А в этом альбоме «Сезон овец» есть какая-то привязка географическая, может быть, какая-то личная.
Д. Ревякин
- Ну в разных местах писали, песня, которая написана на Камчатке, там тоже есть. Я много написал на Камчатке песен, так получилось.
А. Пичугин
- Ну что ж, давайте, мы сегодня представляем новый альбом, самое время послушать песню из этого альбома, она называется «Учусь ходить».
Д. Ревякин
- Нет, она не с этого альбома, это не «Сезон овец», конечно, потому что «Сезон овец» показывать рано. Это сольная пластинка, это цикл, я уж забыл, как он у меня называется, по-моему, «Grandi Canzoni. Opus Magnum», вот «Учусь ходить» - это такой вариант песни, мы хотели, чтобы эффект такой был – как в подъезде сидят ребята и поют.
А. Пичугин
- Давайте, послушаем «Учусь ходить» Дмитрий Ревякин.
Звучит песня «Учусь ходить»
А. Пичугин
- Возвращаемся в нашу студию, где сегодня беседуем с Дмитриев Ревякиным, лидером группы «Калинов мост», говорим про юбилейные концерты, «Калинову мосту» исполняется 30 лет, они уже начались и проходят по всей стране. В самое ближайшее время «Калинов мост» можно будет увидеть в Туле 17 ноября, в Москве 18 ноября, в Известиях Холл, в клубе в самом центре около метро Тверская, и 19 ноября в Санкт-Петербурге
Е. Горская
- Но не пишут, а издают, наверное.
А. Пичугин
- Да, издают, но хотя, может быть, и пишут, потому что музыкальные студии же тоже не бесплатно работают.
Е. Горская
- В этом смысле – да.
А. Пичугин
- Это какое-то новое веяние, это ведь хорошо, наверное?
Д. Ревякин
- Я думаю, очень хорошо, в нынешнее время, вообще, отрадно. Когда рынок рухнул CD, такая вот взаимопомощь, ответственность, взаимная поддержка, по-моему, то, что надо.
А. Пичугин
- А как? Рухнул рынок CD, это правда, и когда уже приходит человек с диском, порой правда думаешь, наверное, у многих, я не говорю про ценителей, носителей-то нет, чтобы прослушать. У кого-то, наверное, стоит дома CD-проигрыватель, кассетные, винил, пожалуй, да, сейчас опять в моде. Как, вообще, быть музыкантам современным? На чем издаваться?
Д. Ревякин
- Кто на чем хочет, на том и издается, у кого какая возможность есть, кто-то винил делает, кто0то CD, кто-то флешки печатает.
А. Пичугин
- Уже и флешки печатают?
Д. Ревякин
- Печатают уже давно.
А. Пичугин
- У вас будет?
Д. Ревякин
- CD – классика жанра.
А. Пичугин
- У нас приходили недавно музыканты, они правда электронщики, но, тем не менее, у них очень интересный формат, как показалось. По размеру кусочек картона, он абсолютно по размеру совпадает с коробочкой от CD-дисков, но на нем есть индивидуальный код, покупаешь кусочек картона, и на нем твой код индивидуальный, по которому ты единожды можешь на их сайте скачать весь альбом. Очень удобно, мне кажется.
Д. Ревякин
- Наверное, я в этом не особо разбираюсь.
А. Пичугин
- Вам кажется, что формат CD-дисков будет пока еще жить.
Д. Ревякин
- Мне кажется, будет еще какое-то время жить, тем более это же не безумные какие-то тиражи. Это тираж такой как раз для людей, которым этот CD формат интересен.
А. Пичугин
- К вам попадала когда-нибудь информация, я понимаю, что это сложно заметить, но все же, больше всего покупают вашу музыку на концертах или в музыкальных магазинах?
Д. Ревякин
- Это для концертов, конечно, только.
А. Пичугин
- А как же музыкальные магазины?
Д. Ревякин
- Ну, музыкальные магазины в нашем случае уже вычеркиваются.
А. Пичугин
- А у нас, вообще, есть музыкальные магазины, что-то, вдруг, я задумался.
Е. Горская
- Почему ты у меня спрашиваешь?
А. Пичугин
- Может быть, ты знаешь.
Е. Горская
- Я знаю, что есть магазины, которые торгуют музыкальными инструментами.
А. Пичугин
- Это я тоже знаю, но раньше были магазины, которые торговали, причем я сейчас не про пиратские, а про легальные говорю, дисками.
Д. Ревякин
- Нет, есть, конечно же. Есть же сегмент музыкантов, которых издатель издает, и эти диски у них забирает и продает в музыкальных магазинах.
Е. Горская
- А вы не предполагаете, что ваша аудитория может быть среди людей, которая не пользуется уже компакт-дисками?
Д. Ревякин
- Наша задача – сделать диски, задача людей слушать эти диски или нет, если они не пользуются ими, то они скачают в интернете, это все через три минуты будет в Интернете.
Е. Горская
- То есть вы нормально относитесь к тому, что ваша музыка скачивается в Интернете без авторских прав?
Д. Ревякин
- Это просто есть, как к этому относиться? Вот есть цунами, как к этому относиться, или дождь…
А. Пичугин
- Кто-то с этим борется, кто-то говорит, что это «ветряные мельницы» с ними бороться.
Д. Ревякин
- Я думаю, это кто как. Я не борюсь, мне есть, чем заниматься.
А. Пичугин
- Наверное, это правильно. Не знаю, сейчас меня могут закидать.
Д. Ревякин
- Это тоже самое, что с пиратами боролись или еще с кем-то. У нас такая цивилизация, у имею в виду у нас в стране, что каждый живет, как может. Кто пиратством занимается, кто творчеством, кто ворует, кто выживает, то есть тут у нас такая цивилизация многослойная.
А. Пичугин
- Кстати, если бы не было пиратства, то в 90-ых музыка бы просто до регионов не доходила, потому что не было этих магазинов, а на рынок придёшь, все лежит, и кассеты все, и «Калинов мост» во всех видах, и какие-то альбомы, названия которых вы себе и представить не могли.
Д. Ревякин
- Да, я помню, как мы когда-то попали в город Краснодар, отыграли там концерт, а нет, это был Ростов. Достаточно поздно мы туда попали, год 98-ой, и потом поехали в Краснодар по этой знаменитой дороге, и где-то остановились перекусить, и изо всех киосков люди включили «Калинов мост», вот это просто о пиратстве разговор. Приветствовали нас так.
А. Пичугин
- А они узнали вас, видите, как здорово.
Д. Ревякин
- Так что тут, не было бы счастья, да несчастье помогло, как говориться. Поэтому тут непонятно, что плохо, а что хорошо. Я имею в виду в смысле борьбы.
А. Пичугин
- К 30тилетию ваши друзья записали различные поздравления, трибьют «Калинова моста» выходит. Кто принял участие?
Д. Ревякин
- Там здорово, мне все нравится, все уже отслушали, готовим все, надеемся, что к 18 ноября будет уже готово все. Я всех, боюсь, не перечислю, могу сказать, там и 25/17, и Константин Кинчев, и Скляр, и ДДТ, и Баста, и Пелагея, вот спектр такой, и молодые, которых еще не все знают, но они интересные.
А. Пичугин
- То есть ваши соратники по 80-ым, и молодые исполнители 25/17.
Д. Ревякин
- Да, ну, была такая задача.
А. Пичугин
- Они придут, они как-то будут участвовать в ваших юбилейных концертах или это сольная история?
Д. Ревякин
- Планируется, что в Известия Холл придут и Андрей Сапунов, и Скляр, и 25/17, и Баста, и даже Владимир Петрович Пресняков.
А. Пичугин
- Ого! Они все выйдут на сцену?
Д. Ревякин
- В этом смысле –да, имеется в виду, что они придут, как музыканты.
А. Пичугин
- Класс, 18 ноября, еще раз напомню, концерт 30летия «Калинова моста».
Е. Горская
- Мы, когда говорили о стилистике ваших стихов, о том, что от чего-то приходилось уходить, добиваясь прозрачности, я спросила, почему вы сказали, что зависит от того, какая задача стоит пред поэтом. Я хотела задать вам вопрос: какая задача стоит перед вами?
Д. Ревякин
- Тут можно еще добавить такое замечание, что ты просто этот этап прожил, то, что хорошо в юности, может не быть хорошо, когда тебе уже 50 лет, это если говорить о задаче. Сейчас какая задача? Она, наверное, та же самая, какой и была, просто если это было не осознано в юности, то она более просветительская сейчас, чем развлекательная.
А. Пичугин
- Кто-то, например, из ваших коллег, вообще, отказывается играть песни из юности, хотя они классные зачастую.
Д. Ревякин
- Да, нет, наоборот, это здорово. Юность же тем и хорошо, что ты такие песни никогда больше не напишешь, как бы ни старался, как бы ни пытался.
А. Пичугин
- Это чаще всего актуально для людей, которые в какой-то момент пришли к Богу, подумали, поразмыслили, оглянулись назад и решили, что вот это все таким жирным крестом перечеркиваем.
Д. Ревякин
- Больше это не поем. Ну это, конечно, их уже решение или взгляд.
А. Пичугин
- Я у вас это спрашиваю, потому что вы же тоже в какой-то момент обрели Христа, и для вас это не стало…хотя, наверное, у «Калинова моста» нет таких песен, которые можно взять и выбросить.
Д. Ревякин
- Там просто какие-то, наверное, моменты есть, связанные уже больше с поэтикой, где можно поправить.
А. Пичугин
- Например, «Кто поставит кр
Д. Ревякин
- Да, но Баста так и спел, как первый раз я спел, то есть «Инок да шаман».
А. Пичугин
- А в первый раз в оригинале было «Инок да шаман»?
Д. Ревякин
- Да.
А. Пичугин
- А потом стало «Инок - не шаман».
Д. Ревякин
- Я спросил его: «Может быть, перепоёшь», он сказал: «Нет, так пусть будет».
А. Пичугин
- Это кто?
Д. Ревякин
- Баста.
А. Пичугин
- Напомню, что Дмитрий Ревякин у нас в студии, сейчас будем слушать музыку.
Д. Ревякин
- «Иной покой» - это с нашего альбома «€$X@†O», пьеса очень нравится мне, удалось там, кажется, холодную такую атмосферу создать и кристальную, и боевую одновременно.
А. Пичугин
- Альбом 2010 года насколько я помню. Давайте слушать песню «Иной покой».
- Возвращаемся в студию, где, напомню, мы беседуем с Дмитрием Ревякиным, лидером группы «Калинов мост», только что прозвучала песня, которая называется «Иной покой», длинная, очень классная песня, жалко, что она, наверное, с таким хронометражем, не попадает в ротации радиостанций, не песня, действительно, классная.
Д. Ревякин
- Ну, бывает.
А. Пичугин
- Дмитрий Ревякин «Калинов мост», Лиза Горская, я – Алексей Пичугин, мы через несколько минут сюда вернемся.
А. Пичугин
- Возвращаемся в студию Светлого радио, где сегодня Лиза Горская, я – Алексей Пичугин, мы беседуем с Дмитрием Ревякиным, лидером группы «Калинов мост». Смотрите, очень интересно, у вас на сайте, возвращаюсь к теме юбилейных концертов, предлагаются разные виды билетов для поклонников – это годовой концертный билет, вечный концертный билет.
Д. Ревякин
- Это вот так и есть
А. Пичугин
- Это как абонементы, как на футбольных матчах?
Д. Ревякин
- Получается, да, как на футбольных мачтах, потому что на футбол нет смысла ходить, лучше ходить на концерт «Калинового моста».
А. Пичугин
- Ну, можно и на футбол, и на «Калинов мост».
Д. Ревякин
- Нет, на футболе нечего делать, я считаю, наоборот, надо запретить профессиональный футбол хотя бы лет на 5.
А. Пичугин
- Тогда, может, что-то у нас начнёт получаться, вы хотите сказать?
Д. Ревякин
- Ну, это как мера, надо же как-то пробовать.
А. Пичугин
- Вы говорите, как бывший футбольный болельщик.
Д. Ревякин
- Я говорю, как футбольный болельщик и по сей день.
А. Пичугин
- А, тогда ваша горечь понятна.
Д. Ревякин
- Причем я это предлагал еще раньше, когда был чемпионат в Польше, Украине. У меня спрашивали на каком-то радио, я сказал, что надо запретить на 5 лет профессиональный футбол.
Е. Горская
- Сейчас очень многие говорят.
А. Пичугин
- Во всем мире или в России?
Д. Ревякин
- В России.
А. Пичугин
- А как же мы потом будем конкурировать с другими странами.
Д. Ревякин
- Не знаю, по-моему, всех победим сразу, как дорвемся.
А. Пичугин
- Это, знаете, как, и победим, и переломаем от радости. Если человек покупает вечный билет на ваши концерты, это значит, что он может попасть на любые ваши концерты по всей России?
Д. Ревякин
- Получается, так.
А. Пичугин
- Одна из песен, которую мы с вами послушали сегодня «Учусь ходить» с вашего сольного альбома, я, честно говоря, уже запамятовал последний ваш сольный альбом увидел свет?
Д. Ревякин
- Года два назад.
А. Пичугин
- А как сейчас дело обстоит с вашим творчеством вне коллектива?
Д. Ревякин
- А некогда сейчас заниматься этим, планы есть, но пока некогда.
А. Пичугин
- В то же самое время, я помню, с 25/17 несколько совместных песен было записано «Русский подорожник», по-моему, потом песня, которая была приурочена к событиям на Украине, и еще какие-то.
Д. Ревякин
- Да, «Корабль».
А. Пичугин
- Вы книгу стихов упомянули, что сейчас с ней?
Д. Ревякин
- Она, все, отредактирована, надо отдавать художнику, чтобы он ее очередной раз сделал, и это уже пятая, получается, потом можно Тору издавать личную.
А. Пичугин
- А художник один и тот же?
Д. Ревякин
- Да, кончено, друг мой, мы с детства вместе, и он наши альбомы оформляет.
А. Пичугин
- А, все вот эти оформления, видно, что это одной рукой сделано, класс.
Д. Ревякин
- Это он сделал, да, оформление – Владимир Распутин, да.
А. Пичугин
- Мы еще в тот раз просто, года назад, говорили про книгу стихов с вами, это все пока о ней идет речь?
Д. Ревякин
- Наверное, я не помню, о чем мы говорили в прошлый раз.
А. Пичугин
- Нет, ну, мы говорили о том, что у вас готовится книга стихов. Это не новая, это все та же?
Д. Ревякин
- Наверное, да, все-таки та.
А. Пичугин
- Многие ваши коллеги пытаются в последнее время пытаются экспериментирова
Д. Ревякин
- Не знаю. Я так заявлять не могу, что это эксперимент или что, у нас была задача, мы ее решали.
А. Пичугин
- А, все-таки почему «Сезон овец»?
Д. Ревякин
- Потому что «Сезон овец» тотально.
А. Пичугин
- Это аллюзия на что-то такое происходящее сейчас вокруг.
Д. Ревякин
- У нас всегда аллюзия на происходящее, это наша реакция на происходящее внутри себя, свое ощущение под этим небом, те вызовы, которые нас окружают, там все в этом альбоме, и ностальгия, и любовь, и дружба, и нечто другое, которое в нашем мире просматривается: и агрессия, и манипуляция сознанием, и фальшивка, и подводное, то есть все есть.
А. Пичугин
- Вы много ездите по стране, хотя бы вот по афише, которая у меня перед глазами, где вы уже сыграли, где вы сыграете еще в ближайшее время, тут полстраны только за два месяца последние. Вы чувствуете разницу в том, как вас принимают, скажем, в Иваново и в Мурманске, или где-нибудь в Чите или в Туле?
Д. Ревякин
- Есть, наверное, какие-то небольшие расхождения национальные, скажем так, но не более того, все равно это от нас зависит, как нас воспринимают, как музыкантов. Понятно, что где-то в Сибири, за Уралом или в Забайкалье, на Камчатке люди более спокойные, более внутренне организованные, на мой взгляд, а концерты в Москве, в Питере, ну, в Новосибирске тоже о народе непонятно, там люди более эмоциональные, наверное.
А. Пичугин
- А есть ощущение, что приезжаете на родину, когда в Новосибирске выступаете?
Д. Ревякин
- Ну, кончено. И ответственности, и мандраж особый, то есть кончено.
Е. Горская
- А расскажите про Камчатку, вы сказали, что там множество песен ваших было написано.
Д. Ревякин
- Ну, про Камчатку сложно рассказывать, знаете почему? Потому что лучше надо поработать, накопить денег и туда все-таки слетать, как бы это дорого ни было, но оно того стоит, поверьте мне, побывать на Камчатке, а так я могу просто шаблонно говорить: вулканы, океан, вулканический песок на побережье, люди необыкновенные, медведи, которые выходят к палаткам, и стойбища людей, которые там добывают золото или еще какие-то полезные ископаемые, то есть луче это все увидеть, потому что когда там бываешь, там просто необыкновенное состояние возникает, связанное, видимо, с часовыми поясами и с этой деятельностью постоянной сейсмической, это удивительно. Я про себя говорю, конечно, в первую очередь.
А. Пичугин
- У меня один знакомый, он ездил на Камчатку по работе, в командировку, он занимается археологией, и там нужно было что-то проверять такое. Человек стоял в лодочке с прибором, а знакомый мой, соответственно, с другим прибором ходил по берегу, там какие-то кусты, он говорит: «Ну, людей-то много ходит тут, вон какая тропинка тут хорошая, широкая», а потом стало понятно, что это не люди натоптали эту тропинку, и последний медведь из этих кустов, где он стоял с этим прибором, ушел минут пять назад.
Д. Ревякин
- Да, ну, с медведями там, конечно, особая история.
А. Пичугин
- Встречали?
Д. Ревякин
- Я встречал, да, но я встречал не сейчас, а раньше, когда в советское время я был в стройотряде, встречал очень близко.
А. Пичугин
- А, то есть у вас история с Камчаткой - не то что началось 3-7 лет назад, это еще с советских времен илет?
Д. Ревякин
- Да, получается так.
А. Пичугин
- А как вы туда попали?
Д. Ревякин
- Я попал в стройотряд. Это был последний стройотряд после института.
А. Пичугин
- И часто вам еще удавалось приезжать туда после стройотряда?
Д. Ревякин
- После отряда долго я туда не мог попасть, это был 86 год, потом началась перестройка и уже сложно было туда летать, тяжело да и не за чем было, по большому счету. А потом ребята нас позвали играть там концерты где-то в начале уже нулевых, то есть в 21 веке, и мы туда попали, подружились, очень много там сыграли концертов всяких разных, например, на заставе или для летчиков, или моряков на корабле, например, ремонтный корабль, где побольше места. Очень много было таких своих социальных функций выполнили.
А. Пичугин
-Ну, и написали материал на целый альбом.
Д. Ревякин
- Да, и Камчатка отблагодарила и одарила, как-то я там сел считать, сколько я там написал, больше полусотни песен. Это очень много, я считаю.
А. Пичугин
- А та самая знаменитая «Терпкая Камчатка, до свидания» тоже там была написана?
Д. Ревякин
- Это когда возвращались мы в самолете, в самолёте она написана, то есть в перелет Петропавловск-Ка
А. Пичугин
- Давайте продолжать слушать музыку, напомним, что Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост», сегодня гость программы «Светлый вечер». Песня…
Д. Ревякин
- Вот камчатская опять будет – «Восхищение».
А. Пичугин
- Это с прошлого альбома?
Д. Ревякин
- Нет, сейчас я вспомню, это с альбома «Золотое толокно».
А. Пичугин
- А «Золотое толокно» - это 12 года альбом, пред-предыдущий.
Д. Ревякин
- Да, оттуда пьеса, но это пьеса прямо.
Звучит песня «Золотое толокно»
А. Пичугин
- Напомним, радиослушатели, что это программа «Светлый вечер» на Светлом радио, где сегодня Дмитрий Ревякин из группы «Калинов мост». Мы начинаем отмечать 30-летие группы у нас в эфире.
Д. Ревякин
- Да.
А. Пичугин
- Не грех напомнить, что в концертном зале Известия Холл 18 ноября пройдет юбилейный концерт группы, это в Москве, накануне – в Туле, а нас следующий день, 19 числа, – в Петербурге, группа «Калинов мост». Не знаю, мне кажется, это очень тяжело, играть каждый день, да еще и такие вещи, это же полная самоотдача на сцене.
Д. Ревякин
- Ну, да, тяжело, но, в принципе, можно, еще если уже есть какие-то хитрости профессиональные
А. Пичугин
- Еще мы говорим о том, что новый альбом «Сезон овец» в декабре должен выйти, и на него собирают деньги с помощью краудфандинга, то есть всем миром.
Д. Ревякин
- Уже собрали почти.
А. Пичугин
- Почти собрали, да? Я вот открываю вашу страничку на сайте Планте, где вот такие проекты размещаются, которые просят денег. Миллион рублей – цель проекта, то есть за миллион рублей можно в России издать альбом?
Д. Ревякин
- Да.
А. Пичугин
- 979 тысяч собрано, это, конечно, здорово, но, между прочим, остается еще 20 тысяч.
Д. Ревякин
- Еще капелька, да. Придется, видимо, самим добавлять.
А. Пичугин
- Еще 52 дня осталось до конца проекта, вот за эти 52 дня можно поднапрячься, постараться и 20 тысяч все-таки собрать. И, ну, это я так, по ходу напоминаю, что третий проект – это трибьют «Калинова моста».
Д. Ревякин
- Да, трибьют. Получается целый пакет. Можно сказать о фильме еще, который мы заканчиваем, фильм называется: «Пьеса сроком в тридцать лет», мы делаем такой формат где-то 52 минуты, изначально это было 4 часа, потом 2,5 часа, сейчас уже 52 минуты, чтобы пристроить его на телевизионный канал, и чтобы сжать это все, чтобы было мобильнее, потому что держать внимание сейчас очень нелегко, и вот уже предварительные просмотры были, но мне нравится. Я такой требовательный, с одной стороны, а, с другой стороны, мне, вообще, все нравится, что делается вокруг и проистекает. Но здесь вот удается, по-моему, ребятам, которые занимаются этим, главный – Иван Нежданов, у них вот получается.
А. Пичугин
- И он тоже должен…а вы говорите, он пойдет на телевидение.
Д. Ревякин
- Ну, потом он тоже в сеть пойдет, это, конечно.
А. Пичугин
- Но презентация будет на концерте с диском, а на одном из телеканалов?
Д. Ревякин
- Надеюсь очень, переговоры ведутся.
А. Пичугин
- Это первый фильм о «Калинове мосте»?
Д. Ревякин
- Такой – да, конечно. То есть там и архивные материалы, и музыканты, вся премьер-лига высказалась, поэтому, на мой взгляд, интересно. И удалось музыкальную атмосферу создать, что для меня было очень важно, и над чем основная задача ставилась фильма, чтобы была помимо слов и какой-то информации, которую можно везде найти, и в Википедии, чтобы была вот атмосфера, чтобы человек, который первый раз услышал словосочетание «Калинов мост», понял, то есть для таких людей хотелось фильм снять. Потому что для поклонников, которые за нами следят, понятно, им все это будет интересно.
Е. Горская
- Когда вы планируете его закончить?
Д. Ревякин
- Если все получится, планируем закончить уже на следующей неделе, его надо будет показывать уже. То есть мы, в принципе, в цейтноте уже.
Е. Горская
- А вот у меня такой вопрос, прошу прощения, сейчас, наверное, отвлеку. Я заметила, что вы вместо слова «вокал» говорите слово «пение».
Д. Ревякин
- И пишем еще, более того на альбомах «пение.
Е. Горская
- А почему?
Д. Ревякин
- Не знаю, как-то так.
А. Пичугин
- Вокал – это какой-то академизм.
Д. Ревякин
- А вот согласен, Алексей, пение – это что-то все-таки более народное, когда люди поют и валенки подшивают или землю копают, вот пение в нашем случае, в случае «Калинова моста», это более точно. Спасибо, Алексей, я теперь буду говорить, что вокал – это слишком буржуазно и академично.
А. Пичугин
- Да, какой-то академизм есть. У БГ, по-моему, та же история, у него на альбомах тоже пишется пение, а не вокал.
Д. Ревякин
- Да?
А. Пичугин
- По-моему, да. По крайне мере, на некоторых альбомах, на которые я обращал внимание, там было, а у «Гражданской обороны», например, «голос».
Д. Ревякин
- Да.
А. Пичугин
- Там Егор Летов- голос.
Д. Ревякин
- Это тоже правильно в случае «Гражданской обороны».
А. Пичугин
- Скажите, а в этом фильм можно будет увидеть какие-то совсем старые архивные записи, они, вообще, существуют, еще времен «Калинова моста» первых лет с Дмитрием Селивановым, вашим знаменитым, к сожалению, уже покойным много лет, гитаристом?
Д. Ревякин
- Фотографии точно будут, просто такой формат, формат 52 минут, нет смысла все собирать, это будет уже окрошка какая-то, а так, материалов очень много, но это уже надо несколько серий делать, не знаю, если Эрнст возьмется, пожалуйста.
А. Пичугин
- Коль вспомнили Дмитрия Селиванова, знаменитого гитариста разных проектов…
Д. Ревякин
- Нашего, да.
А. Пичугин
- …который начинал-то, собственно, с вами в группе «Калинов мост», потом уже была та же «Гражданская оборона», «Янка Дягилева», потом у него были свои проекты, «Архитектура» собственная.
Д. Ревякин
- Да, свои проекты.
А. Пичугин
- Но, вот я смотрю, в ваших студийных альбомах, по крайне мере, которые в цельной дискографии, его гитара нигде не звучит.
Д. Ревякин
- Концертные записи только остались.
А. Пичугин
- А, концертные записи есть, да.
Д. Ревякин
- Да, концертные – есть. Только концертные и самые ранние, да, причем часть сгорела, так случилось, а каике-то материалы остались, да.
А. Пичугин
- Да, это было такое время….
Д. Ревякин
- Нам повезло жить в это время.
А. Пичугин
- И вам было чуть больше 20-ти. А сейчас много молодежи приходит на концерты?
Д. Ревякин
- Да, удивительно, но вот почему-то года два назад молодежь прямо пошла и в городах, и в Москве. Вот летом мы, по-моему, играли в «16 тонн», там, вообще, были какие-то…даже неудобно было перед ними петь. Там прям как на «Сплине».
А. Пичугин
- А почему нет.
Д. Ревякин
- Почему-то так.
А. Пичугин
- Я помню, много было молодежи и больше 10 лет назад у вас на концертах, это я был свидетелем.
Д. Ревякин
- Ну, правда, нам грех жаловаться на слушателей, потому что приходит слушателе специальный, поддерживает, и это отрадно. Все равно это все для них, если концерты, то должны быть люди, и когда получается, что приходят полные зал – это, конечно, огромное счастье.
Е. Горская
- Такой вопрос: мы говорили о том, что вы определенные этапы, скажем так, в творчестве проходили, вы менялись, а аудитория слушателей менялась с вами? Или те, который были сначала с вами, те и остались, в общем?
Д. Ревякин
- Не, ну там они ведут дебаты вконтакте, когда было лучше тогда, сейчас или раньше.
Е. Горская
- Где истинный Ревякин.
Д. Ревякин
- Да, где действительно…
А. Пичугин
- А истинный Ревякин в комментарии не приходит?
Д. Ревякин
- Ну, нет, конечно, зачем? Еще и я туда буду внедряться и что-то там транслировать, нет, никакого смысла нет.
А. Пичугин
- А вы сами читает все комментарии или вам потом показывают? Вы интересуетесь, по крайней мере, что о «Калиновом мосте» пишут в соцсетях?
Д. Ревякин
- Прям вы громко сказали в соцсетях. Есть, например, у нас группа «Калинов мост» вконтакте, я иногда захожу, смотрю, что там происходит, конечно, а так…чтобы как-то дискуссию направлять или регулировать – нет, для этого есть у нас там специальные люди, которые этим занимаются.
А. Пичугин
- Ну, что ж, спасибо вам большое, мы сейчас будем прощаться, давайте еще раз пригласим, пригласите наших слушатели на концерт.
Д. Ревякин
- Всем! Всем! Всем! Слушать внимательно! 18 ноября, Известия Холл, вечер, 20.00, «Калинов мост» празднует свои 30 лет, приходите все, до встречи! Ждем! Непременно всем быть! Спасибо! Дмитрий Ревякин.
Е. Горская
- Спасибо, Дмитрий Ревякин
А. Пичугин
- Лиза Горская, я – Алексей Пичугин, ну, и в завершении давайте, если мы говорили сегодня о Камчатке, то…
Д. Ревякин
- Мягкую, красивую, да.
А. Пичугин
- …очень красивая песня «Терпкая Камчатка, до свидания», всего хорошего!
Звучит песня «Терпкая Камчатка, до свидания»
Псалом 101. На струнах Псалтири
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
12 Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса - дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.
Псалом 101. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Переживая трудные времена, люди нередко говорят, что им не хватает доверия Богу. Но на чём основывается подобное доверие и без чего действительно оказывается невозможно его достичь? Ответить на этот вопрос помогает 101-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 101.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
4 Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 Сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питие моё растворяю слезами,
11 От гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня.
12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;
15 Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 Ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 Дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
23 Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
27 Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.
Времена, как известно, не выбирают. Мы рождаемся в ту или иную эпоху и незаметно для самих себя принимаем особенности взгляда на мир, характерного именно для неё. Надеемся на науку в эпоху Просвещения, унываем и печалимся о будущем во время революций и войн. И, конечно, на фоне развивающихся науки и техники, религия выглядит довольно странно. В наше время мы не лечимся по трактатам древних врачей вроде Галена или Гиппократа, и многим людям совершенно непонятно, почему на трактаты того же царя Давида, апостола Павла или кого-то подобного стоит опираться как на нечто правдивое и содержательное. Однако эти люди забывают, что древние врачи изучали человека и были очень ограничены в методах исследования. С изобретением новых методов, меняются и наши знания. В свою очередь религия утверждает, что отпирается на откровение неизменного Бога и библейские тексты написаны людьми, вдохновлёнными Духом Святым. Конечно, мы как читатели живём в разные эпохи, но доверяем сути читаемого, потому что автор молился Богу, Который вне всякого времени.
Обращаясь к тексту 101-го псалма, мы на первый взгляд встречаем человека, переживающего испытания. Первое, что мы замечаем: в тональности псалма отсутствует всякое возмущение по отношению к Богу. Положение страдальца очень тяжёлое, но он изображает его без всякого упрёка. Он действительно, как сказано в заголовке псалма, «изливает печаль свою». При этом его подход таков не потому, что Бог ему безразличен, но напротив, потому что ближе Творца у него никого нет. Больше, чем Ему, псалмопевец никому не может доверять. Он не может доверять телу, потому что оно болеет и как будто бы подводит его. Впрочем, как и любого, кто решит довериться телесности. Он не может доверять людям, потому что враги окружают его, самим именем его пользуются как проклятьем. И казалось бы, с чего бы это ему доверять Богу. Но в этом и есть его праведность — потому что в итоге он не надеется ни на себя, ни на людей, но только на Господа, который пребывает вовек и в известное Ему время умилосердится над людьми, которые восхвалят Его. При этом важно понимать, что псалмопевец доверяет Богу не только потому, что Тот способен избавить его от временных трудностей. В псалме мы слышим предчувствие чего-то более глубокого и таинственного, ведь Бог услышит стоны узников и освободит тех, кого называют сынами смерти. В то время народы воздадут славу Богу и царства земные соберутся для служения Ему. Конечно, перед нами мессианское предчувствие, ведь Тот, Кто сотворил землю, Тот, Чьи руки создали небеса, вмешается в человеческую историю, чтобы люди жили.
Времена действительно не выбирают. Приметой наших дней давно стал известный лозунг «Человек — это звучит гордо». Кто-нибудь может его даже не знать и никогда не слышать, но им пропитан наш воздух. И именно поэтому даже люди верующие нередко с обидой требуют от Бога справедливости, возмущаясь её отсутствием. Понимая это, Церковь призывает нас обратить внимание на опыт людей других эпох, людей, которые несмотря на все испытания, всем существом переживали близость Бога и из глубины смирения доверяли Ему.
Псалом 101. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 101. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 315 зач., VII, 1-6.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начало Евангелия от Матфея шокирует тех, кто впервые берёт в руки Новый Завет: на первых страницах нас встречает длинный перечень каких-то семитских имён, и без погружения в историю Ветхого Завета невозможно понять, каким образом эти имена соотносятся с благой Вестью Христовой, а, следовательно, и с нашим спасением во Христе. Более опытные христиане знают, что Евангелие от Матфея первоначально было адресовано евреям, а потому разговор о Христе нужно было начать с родословия, нужно было показать, что Христос — прямой потомок Авраама, Исаака, Иакова и Давида, и только показав это можно было переходить к сути повествования. Родословие и происхождение были чрезвычайно важны для еврейского общества. Однако есть один значимый библейский персонаж, который не имеет ровным счётом никакой родословной. О нём нам сегодня напоминает звучащий во время литургии в православных храмах отрывок из 7-й главы Послания апостола Павла к Евреям.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
Апостольское послание произносит удивительные слова: оно утверждает, что у героя библейской книги Бытия не было не только родословной, у него не было ни отца, ни матери, а ещё его жизнь не имела ни начала, ни конца. Это довольно странное заявление, и оно, как кажется, противоречит тексту книги Бытия, рассказ которой о Мелхиседеке не содержит в себе сведений об отсутствии у него отца, матери, родословной и о бесконечности жизни Мелхиседека. Повествование книги Бытия довольно сухое: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его» (Быт. 14:18–19), то есть Авраама.
Почему же Послание к Евреям утверждает, что Мелхиседек не имел родословной? Ответ лежит на поверхности: об этом человеке ничего не известно, он пришёл ниоткуда и ушёл никуда, природа его священства неизвестна автору книги Бытия, Мелхиседек — полная противоположность израильским священникам, священство которых было связано с их происхождением, были известны и их отцы, и их матери, и годы их жизни. Про Мелхиседека же неизвестно ничего, кроме того, что он был священником Бога Всевышнего и что он благословил Авраама.
Если же Мелхиседек благословил Авраама, значит, праотец еврейского народа видел в Мелхиседеке кого-то большего, чем он сам. Благословение, данное Мелхиседеком Аврааму, простиралось и на всё потомство библейского праотца, значит, и на священническое израильское колено Левия. Получается, что Мелхиседек благословил само израильское священство, значит, он и его выше. А кто может быть выше? Кто не имеет ни начала, ни конца? И о чьей родословной нет смысла говорить? Конечно же, речь о Боге, Которого Авраам сумел увидеть в лице священника Мелхиседека.
О Мелхиседеке нужно было написать, чтобы дать евреям понять очевидную для христиан истину: ветхозаветное священство, как и все прочие ветхозаветные установления, имело ограниченное значение, оно утратило смысл тогда, когда пришёл Христос — «иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4). Следовательно, отныне Бог говорит с человеком не языком древних книг, Бог говорит с человеком через Сына Своего Единородного, и спасение мы обретаем не через тщательное исполнение ветхозаветных заповедей, а Христом и во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












