Петербургский дом княгини Татьяны Потёмкиной на Миллионной улице был известен всему городу. Двери в нём оставались открытыми и для вельможных особ, и для бедняков. Каждый, кто нуждался в помощи княгини, уходил от неё, получив то, за чем пришёл. Княгиня, известная своей благотворительной деятельностью, старалась никому не отказывать.
Одна из первых красавиц столицы, дочь князя Голицына - Таня, росла окружённая любовью. Девочка была настолько доброй, что взрослые говорили: «Бог улыбнулся, сотворив этого ребёнка». В 18 лет княжна обручилась с князем Потёмкиным. В обществе шептались, что жених с невестой равнодушны друг к другу. Но после венчания злые языки замолкли: то, что супруги счастливы было видно за версту. Вскоре в семье родился сын. Но мальчик прожил всего десять месяцев. От горя Татьяна заболела. Княгиню отправили лечиться за границу. Там она провела семь лет, вернулась домой здоровой и удивила общество тем, что в расцвете лет отказалась от светской жизни, решив посвятить себя только семье и благотворительности.
В 1827 году Татьяна Борисовна стала председателем Петербургского Дамского попечительного о тюрьмах комитета и 42 года заботилась о заключённых. Приняв под своё покровительство арестантов, оказывая им материальную помощь, Потёмкина сострадала и их детям. Построила для них приют. А потом ещё один - для детей бедняков. Княгине было важно дать ребятам не только крышу над головой, но и образование, и профессию. В её приютах мальчиков и девочек обучали грамоте и различным ремёслам.
Татьяна Борисовна трепетно относилась и к старикам, которым негде было жить. Для них она открывала богадельни. Да и в своём доме княгиня давала приют беднякам, нищим и больным. Они жили у неё до тех пор, пока она не находила для них более подходящего места. Знакомые Потёмкиной даже называли её дом гостиницей.
Глубоко религиозная княгиня много жертвовала на храмы и монастыри. Строила новые церкви, восстанавливала старые. В Харьковской губернии некогда была Святогорская обитель. В 1844 году Потёмкина восстановила её на свои деньги. И монастырь по согласию императора Николая Второго официально был открыт во второй раз. Все следующие годы княгиня перечисляла обители крупные суммы. Помогала она деньгами и вещами и Троице-Сергиевой пустыни, что под Петербургом. А в своём крымском имении Артек построила церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
К Потёмкиной тепло относилась царская семья. И Татьяна Борисовна часто обращалась со своими просьбами напрямую к государю. Княгиня специально приезжала к своей подруге Марии – дочери Николая Первого – с утра пораньше, когда царь навещал внуков, чтобы подать ему очередное прошение. Император ласково называл Потёмкину «своей игуменьей» и никогда не отказывался ей помочь.
В 70 лет с Татьяной Борисовной произошёл несчастный случай, в результате которого она получила множество серьёзных травм, и здоровье её пошатнулось.
Врачи настояли на лечении в Берлине. Потёмкина приехала туда и скончалась через два дня. В некрологе на смерть княгини говорилось: «Это была боярыня в истинном, русском значении этого слова, ибо болела за всех бедствующих и страждущих своею прекрасною душою».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер