Мы иногда слышим, что Православная вера есть вера семи Вселенских Соборов. Но что такое Вселенские Соборы? Само слово «собор» значит «собрание». Церковные соборы обращаются к образцу Апостольского Собора, который упоминается в 15 главе книги Деяний. На соборе Апостолов речь шла о том, надо ли обязывать язычников, обращающихся ко Христу, соблюдать ветхозаветный закон. Апостолы постановили, что не надо. Как сказано в Писании: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:28,29).
Обратим внимание на этот оборот — «угодно Святому Духу и нам». Это не какая-то формальность — это исповедание живой веры в то, что в собрании Апостолов действует Святой Дух, и принятое ими решение внушено Им. Церковь — не просто собрание людей, объединенных общими взглядами. Церковь — это продолжающееся присутствие Христа в мире. Христос продолжает оставаться пастырем Своей Церкви, и, как Он и обещал, Святой Дух продолжает наставлять ее на всякую истину. Поэтому мы верим, что Вселенские Соборы, на которые съезжались преемники Апостолов, Епископы, были не просто собраниями ученых и благочестивых людей — через них действовал Святой Дух.
Надо отметить, что нам не стоит путать Собор с парламентом, а принятие Догматов — с принятием законопроекта. Епископы на Соборах не создали православную веру и даже не дополнили ее — они облекли в четкие формулировки то, во что Церковь верила и до этого, со времен Апостолов. Епископы не высказывали свои личные соображения — но свидетельствовали о вере, хранимой их общинами.
Соборы названы «вселенскими» потому, что на них присутствовали Епископы со всего христианского мира. Созывались они в ответ на настроения, вызванные ересями. Для нас слово «ересь» звучит просто как какое-то старинное ругательство — «ну что за ересь ты несешь!». Но в Церкви это слово значило и значит другое — лжеучение, причем лжеучение, подрывающее самые основания нашей веры. (Не всякое ошибочное богословское мнение заслуживает названия «ереси»). Для верующего человека (вернее, для любого человека, но только верующий это осознает) самое важное, что только может быть — это познание Бога. Как говорит Господь, «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан.17:3) Мы все созданы для того, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему во веки — причем познать, конечно, не только в смысле «получить сведения», но познать лично, как мы знаем кого-то родного и близкого. И вот ересь — это глубокая, принципиальная неправда о Боге, которая уводит нас с пути богопознания. Поэтому так важно в нее не впасть, и поэтому отцы Вселенских Соборов окружены таким почитанием в Церкви.
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











