Иван Христофорович Баграмян – один из известнейших советских военных. Талантливый офицер, он участвовал во многих кровавых сражениях, из которых выходил победителем. Он прошел Гражданскую войну, командовал фронтами в Великой Отечественной войне, руководил действиями во время Карибского кризиса. За военные заслуги ему присвоили звание маршала Советского Союза и дважды звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в российских городах, установлено бесчисленное количество памятников. Однако немногие знают, что у этого прославленного военачальника была в жизни единственная любовь – красавица Тамара.
Молодой Иван Баграмян, тогда еще простой военный, прибыл на службу в Ленинакан. Сейчас этот армянский город называется Гюмри. Там Баграмян встретился с гимназисткой Тамарой, в которую влюбился с первого взгляда. «Она будет моей!» - твердо, как положено многообещающему офицеру, решил Иван. Да и Тамара поглядывала на статного, храброго и веселого юношу с интересом. Но судьба распорядилась иначе.
Полк Ивана неожиданно перебросили в другой город, и Тамара осталась без защиты. Шла Гражданская война, а мирное население страдало от разбойничьих банд. Семья девушки подверглась нападению одной из них, но преступников сумел прогнать офицер из местного полка. По кавказским законам спасителю отдали в жены Тамару. Свадьбу сыграли быстро. Когда Баграмян узнал об этом, он участвовал в боевых действиях на другом конце страны. Иван поставил на своей семейной жизни крест. Другую женщину он женой не видел.
Однако скоро он узнал, что муж Тамары погиб в боях, а сама она беременна и брошена на произвол судьбы. Армянские обычаи не позволяли ей еще раз выйти замуж. Тамара должна была всю жизнь вдовствовать и воспитывать ребенка. И это несмотря на то, что ее выдали за нелюбимого насильно! Смириться с этим отчаянный военный не смог. Иван выбрал время и срочно поехал к любимой. Получив согласие от обрадованной женщины, которая и не чаяла увидеть вновь своего бравого возлюбленного, он увез ее к себе. Фактически похитил, чтобы никто снова не отобрал у него милую Тамару. Наконец-то соединившись, они не стали откладывать свадьбу.
После этого Тамара старалась не оставлять мужа надолго. Гениальный военачальник, он всегда находился на линии фронта во время любых военных действий. Отлучаться было нельзя. Отважная Тамара, не менее смелая, чем сам маршал, приезжала к нему на фронт, иногда вместе с детьми, но чаще одна. Она не боялась бомбежек и свистящих пуль – ведь рядом был любимый муж.
О том, как нежно Иван любил Тамару, можно судить по его письмам. Дети Баграмяна рассказывали, что он не уходил из дома, не оставив на столе записку для жены. «Я тебя люблю», - писал он там. Как Иван только не звал жену: Тамурик, Тамулик-джан. «Тамара-джан, радость моя, жизнь моя, если бы ты знала, какой сильной и горячей любовью люблю тебя. Тысячи верст разделят нас на несколько месяцев. Выход один - письма и честность, а для тебя еще и здоровье. Прошу, умоляю тебя, пиши. Пиши как можно чаще мне, говори со мною через бумагу и карандаш. Остальное все - то есть тебя, мою сладость, я смогу представить вблизи от меня с этими словами на устах». Читая эти вдохновенные, наполненные сильным чувством строки, и не поверишь, что Иван и Тамара были к этому времени женаты 20 лет.
О своем безрассудном поступке – похищении невесты – Иван Баграмян не пожалел ни в молодости, ни в старости. Их с Тамарой любовь не охладела, они прожили душа в душу больше 50 лет. Окружающие не уставали удивляться их верности и нежности. Эта история дает нам прекрасный пример того, как прошедшая через испытания любовь способна закалиться и пылать жарким огнем всю жизнь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».