
Фото: Piqsels
Иван Христофорович Баграмян – один из известнейших советских военных. Талантливый офицер, он участвовал во многих кровавых сражениях, из которых выходил победителем. Он прошел Гражданскую войну, командовал фронтами в Великой Отечественной войне, руководил действиями во время Карибского кризиса. За военные заслуги ему присвоили звание маршала Советского Союза и дважды звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в российских городах, установлено бесчисленное количество памятников. Однако немногие знают, что у этого прославленного военачальника была в жизни единственная любовь – красавица Тамара.
Молодой Иван Баграмян, тогда еще простой военный, прибыл на службу в Ленинакан. Сейчас этот армянский город называется Гюмри. Там Баграмян встретился с гимназисткой Тамарой, в которую влюбился с первого взгляда. «Она будет моей!» - твердо, как положено многообещающему офицеру, решил Иван. Да и Тамара поглядывала на статного, храброго и веселого юношу с интересом. Но судьба распорядилась иначе.
Полк Ивана неожиданно перебросили в другой город, и Тамара осталась без защиты. Шла Гражданская война, а мирное население страдало от разбойничьих банд. Семья девушки подверглась нападению одной из них, но преступников сумел прогнать офицер из местного полка. По кавказским законам спасителю отдали в жены Тамару. Свадьбу сыграли быстро. Когда Баграмян узнал об этом, он участвовал в боевых действиях на другом конце страны. Иван поставил на своей семейной жизни крест. Другую женщину он женой не видел.
Однако скоро он узнал, что муж Тамары погиб в боях, а сама она беременна и брошена на произвол судьбы. Армянские обычаи не позволяли ей еще раз выйти замуж. Тамара должна была всю жизнь вдовствовать и воспитывать ребенка. И это несмотря на то, что ее выдали за нелюбимого насильно! Смириться с этим отчаянный военный не смог. Иван выбрал время и срочно поехал к любимой. Получив согласие от обрадованной женщины, которая и не чаяла увидеть вновь своего бравого возлюбленного, он увез ее к себе. Фактически похитил, чтобы никто снова не отобрал у него милую Тамару. Наконец-то соединившись, они не стали откладывать свадьбу.
После этого Тамара старалась не оставлять мужа надолго. Гениальный военачальник, он всегда находился на линии фронта во время любых военных действий. Отлучаться было нельзя. Отважная Тамара, не менее смелая, чем сам маршал, приезжала к нему на фронт, иногда вместе с детьми, но чаще одна. Она не боялась бомбежек и свистящих пуль – ведь рядом был любимый муж.
О том, как нежно Иван любил Тамару, можно судить по его письмам. Дети Баграмяна рассказывали, что он не уходил из дома, не оставив на столе записку для жены. «Я тебя люблю», - писал он там. Как Иван только не звал жену: Тамурик, Тамулик-джан. «Тамара-джан, радость моя, жизнь моя, если бы ты знала, какой сильной и горячей любовью люблю тебя. Тысячи верст разделят нас на несколько месяцев. Выход один - письма и честность, а для тебя еще и здоровье. Прошу, умоляю тебя, пиши. Пиши как можно чаще мне, говори со мною через бумагу и карандаш. Остальное все - то есть тебя, мою сладость, я смогу представить вблизи от меня с этими словами на устах». Читая эти вдохновенные, наполненные сильным чувством строки, и не поверишь, что Иван и Тамара были к этому времени женаты 20 лет.
О своем безрассудном поступке – похищении невесты – Иван Баграмян не пожалел ни в молодости, ни в старости. Их с Тамарой любовь не охладела, они прожили душа в душу больше 50 лет. Окружающие не уставали удивляться их верности и нежности. Эта история дает нам прекрасный пример того, как прошедшая через испытания любовь способна закалиться и пылать жарким огнем всю жизнь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема