
Фото: Raimond Klavins/Unsplash
Жизнь святителя Иоанна Златоуста была непростой. Можно сказать, трагической. Его почитали простые люди и не жаловали сильные мира сего. Он не желал мириться с несправедливостью и не боялся вступать в конфликты даже с императорами. Голодный нищий и пиршествующий богач противоречили мечте Иоанна о том, чтобы мир стал огромным монастырем - общиной братьев, скреплённых любовью.
Будущий святитель Иоанн, родился в четвёртом веке в Антиохии – культурном центре Византии. Иоанн рано лишился отца. Мать одна воспитывала сына и дала ему прекрасное домашнее образование, а потом определила в привилегированную ораторскую школу. Искусством красноречия юноша овладел в совершенстве, кроме того, в школе он получил профессию адвоката. В 23 года Иоанн крестился, а после смерти матери, став наследником громадного состояния, раздал его бедным и принял иночество. Жил в монастыре и в пустыне. Но подорвав здоровье вернулся в Антиохию, где со временем занял епископскую кафедру. У Иоанна был большой красивый дом, отличная библиотека. На этом роскошь заканчивалась. Иоанн не устраивал богатых пиров, не приглашал на них местную знать. Все свои деньги он тратил на благотворительность.
На проповеди Иоанна собирался весь город. Базары пустели, ремесленники прекращали работу, в судах останавливали процессы – люди устремлялись в церковь послушать очередную речь проповедника. В народе ему давали похвальные эпитеты. Иоанна называли «устами Христовыми», сладкословесным, медоточивым. Но после того, как одна женщина выкрикнула из толпы – «Иоанн Златоустый» - его стали звать только так.
В 397 году Иоанна избрали архиепископом константинопольским. Жители Антиохии так не хотели отпускать своего любимого проповедника, что ему пришлось уезжать тайком. В Константинополе – столице империи – Иоанну пришлось трудно. Он призывал аристократов к благотворительности. Но никто не собирался отказываться от своего богатства в пользу бедных. Тогда архиепископ решил действовать на людей личным примером. Он сократил огромные расходы на содержание пышного епископского дворца, распродал всё его дорогое убранство, а деньги потратил на дела милосердия.
В Константинополе было много богатых людей, но бедных ещё больше. Для неимущих двери дома Иоанна никогда не закрывались. Архиепископ почти ничего не тратил на себя, питался самой скромной пищей, не устраивал пиров, предпочитая все сэкономленные средства отправлять благотворительным заведениям. Их в городе было всего четыре. И содержались они хуже некуда. Иоанн навёл в них порядок и стал строить новые учреждения. Открыл несколько гостиниц для паломников и больниц. Архиепископ постоянно напоминал свой пастве о том, что на содержание его учреждений требуются средства. Он восхвалял милостыню как величайшую добродетель. «Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность», - говорил Иоанн.
Он не побоялся упрекнуть в жадности и любви к роскоши императрицу Евдоксию. Причём сделал это публично в церкви, во время проповеди. Говоря о непомерных тратах на наряды, Иоанн в упор посмотрел на правительницу. А когда на ипподроме установили серебряную статую Евдоксии, архиепископ во всеуслышание сравнил её с распутной женой царя Ирода. «Оскорблённое величество» стерпеть этого не могло. Иоанна отправили в ссылку. Правда, ненадолго. Едва он уехал из Константинополя, как там случилось землетрясение. Испуганная императрица, решив, что небеса наказывают её за Иоанна, поспешила вернуть его в город. Простой народ ликовал, но враги архиепископа не дремали. Спустя два месяца Евдоксия, получив на него донос, удалила Иоанна из столицы. В ссылке он и умер скоропостижно, до последнего дня следуя словам Иисуса Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать».
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема