Воздвижение Креста Господня относится к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати самым главным торжествам Православной Церкви. По сравнению с остальными, у Крестовоздвижения есть одна особенность — его начали отмечать сразу же после события, лёгшего в основу праздника. Вот как это произошло.
Орудие казни Спасителя долгое время считалось утраченным. Кресты, на которых распинали преступников, обычно клали им в могилу; это был посмертный акт унижения и наказания. Но Христа хоронили его ученики, они совершенно точно не стали бы так делать. Значит, орудие казни и Славы Спасителя могло сохраниться где-то недалеко от Голгофы. Так рассуждал император Константин, сочувствовавший христианству.
В триста двадцать пятом или триста двадцать шестом годах — историки не пришли к единому мнению — в Иерусалим прибыла экспедиция под руководством матери Константина, императрицы Елены. Она исповедала христианство и с радостью откликнулась на просьбу сына побывать на Святой Земле и найти свидетельства Евангельских событий.
Но Иерусалим сильно изменился. В семидесятом году он был разрушен римскими войсками. На обломках вырос античный город Элия Капитолина. Иудеи были захвачены в плен, обращены в рабство или изгнаны. В городе, где когда-то стоял храм Единому Богу, теперь приносили жертвы Юпитеру и Венере.
Опросив старожилов, изучив исторические документы и рельеф местности, участники экспедиции установили место, где когда-то была Голгофа. Но на нём теперь стоял языческий храм Венеры. Постройку разобрали, начались раскопки и вскоре были обнаружены три креста. Рядом нашли также гвозди и табличку, на которой Понтий Пилат когда-то написал на трёх языках вину Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский».
Но как узнать — какое из распятий стало орудием казни Сына Божия? Существует две версии событий. По одной — епископ Иерусалимский Макарий предложил приложить каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Крест Господень исцелил страждущую. По другой — прикосновение Истинного Древа воскресило умершего, которого проносили мимо. Вокруг собралось множество людей, которые с волнением и трепетом ждали исхода испытания. После совершившегося чуда епископ Макарий поднял, то есть воздвиг Честной Крест над народом и благословил всех.
Вскоре в Иерусалиме началось строительство базилики Воскресения. Большой храмовый комплекс объединил и пещеру Гроба Господня, и Голгофу, и место Обретения Честного Креста. Базилику освятили тринадцатого сентября триста тридцать пятого года. Этот день стали праздновать сначала в Иерусалиме, а потом и во всей Византийской империи. Торжества длились больше недели, на богослужении вспоминали и Обретение Креста Господня. Постепенно смысловым центром праздника стало именно Крестовоздвижение. Этот день почитался как одно из самых значимых событий года, наряду с Пасхой и Богоявлением.
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.