Рубль падает, люди нервничают, злятся и паникуют; между тем это не первый кризис в мировой истории, и нам давно уже сказано, как надо (и как не надо) на него реагировать.
Прежде всего, не надо делать резких движений. Весь мировой — и, особенно, отечественный опыт — показывает, что нет такой плохой ситуации, которую нельзя было бы радикально ухудшить. Ситуация перед революцией 1917 года была намного тяжелее, чем сейчас — уже три года шла мировая война, миллионы людей погибли, еще миллионы — привыкли к оружию, насилию и жестокости, еще миллионы в тылу — к суровым лишениям. Что может быть хуже? Люди вышли на улицы с красными бантами, и вскоре убедились, что хуже быть может — причем значительно хуже. Эта история повторяется раз за разом, мы можем читать о ней в учебниках, а можем наблюдать в реальном времени — люди становятся недовольны своим положением, воспламеняются гневом, яростью, энтузиазмом по поводу того, что вот, будем метаться и буянить, и все как-то улучшится. В результате все только ухудшается. В советской школе — кто ее застал — мы твердо выучили фразу Салтыкова-Щедрина «Дорога из Глупова в Умнов лежит через Буянов, а не через манную кашу». Эта хлесткая фраза — как это обычно для хлестких фраз — верна с точностью до наоборот. Дорога через Буянов ведет в Разорилов и Голодалов, а никак не в Умнов. Множество людей в разные времена ходили этой дорогой и убедились. В книге Пророка Исайи сказано: «Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели» (Ис.30:15)
Это верно для стран в целом; это верно и для отдельных людей — трудные обстоятельства сами по себе гораздо менее губительны, чем неправильная реакция на них — паника, метания, истерика, ярость на реальных или предполагаемых виновников. Люди выведенные из эмоционального равновесия становятся легкой добычей разного рода манипуляторов — от биржевых спекулянтов до революционеров, от мелких мошенников до экстрасенсов.
Что же делать? И Священное Писание, и все Предание Церкви говорит о смирении и терпении, как о правильном ответе на жизненные неприятности. Это непопулярный ответ — он был непопулярен во времена Пророка Исайи, он непопулярен сейчас. Но лучшее, что можно сделать — это принять изменившиеся обстоятельства. Да, в жизни бывают неприятности, иногда существенные. Нередко они совершенно не зависят от нас, наших усилий или наших проступков, а сваливаются нам на головы, как стихийное бедствие. Мы живем в падшем мире, который вообще полон бедствий — стихийных и рукотворных. Мы живем еще в относительно благополучной его части.
А перестав метаться, можно обрести надежные источники надежды, твердости, стойкости и упорства. Мы, христиане, верим в Промысл Божий. В то, что нам нечего бояться, потому что наша жизнь — в руках Бога.
Очень важны наши отношения с Богом и ближними, очень важно, что происходит внутри нас, с нашими душами, которые могут быть спасены для блаженной вечности, а то, что происходит на биржах — не важно. Надо только принять все это к сведению для того, чтобы наилучшим образом исполнить наши обязанности — и сосредоточиться на исполнении воли Божией. Тогда мы увидим, как Промысл обратит все обстоятельства нашей жизни к нашему временному и вечному благу.
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.