В тёмной кладовой старого дома царила таинственная тишина. Колышущийся огонёк масляной лампы выхватывал из мрака силуэты старой мебели, большие плетёные корзины, пахнущие луком и яблоками, высокие кованые сундуки.
Осмотреть кладовую молодой барин, Михаил Алексеевич Веневитинов, решил в самую первую очередь. Хоть он и прожил в этом доме много лет, вместе со своим родным дядей, известным поэтом Дмитрием Веневитиновым, но на правах хозяина ступил на его порог впервые. Молодому человеку хотелось поскорее раскрыть тайны, которые хранил в себе старый дом. В том, что они были, Михаил Алексеевич нисколько не сомневался.
Здесь, в Воронежской губернии, в родовом имении Новоживотинном прошла жизнь нескольких поколений славного семейства дворян Веневитиновых. Далёкие предки Михаила Алексеевича находились на службе у самого императора Петра Первого!
Взгляд молодого человека упал на маленький, невзрачный сундучок, как будто притаившийся в самом тёмном углу кладовой. Михаил присел возле него, открыл тяжёлую, пыльную крышку и… не поверил своим глазам. Внутри лежала толстая пачка старинных рукописей! Пламя свечи запрыгало по вязи букв, и Михаил прочитал: «Указ его Императорского Величества Петра Алексеевича к воеводе Антону Веневитинову». Это были распоряжения царя к его пра-пра-прадеду, здешнему воеводе, руководившему первыми петровскими кораблестроительными верфями! Молодой человек, с трепетом прижал к груди пыльные, мятые листки.
Незадолго до этого, Михаил Веневитинов поступил на службу в Императорскую Археографическую комиссию. Для него, искренне любившего историю и старину, это была поистине работа мечты. Энергичному и деловому молодому человеку удалось легко совместить два таких ответственных дела, как управление имением и служба на благо Отечества.
В Новоживотинном Михаил Алексеевич серьёзно занялся модернизацией хозяйства. Прежде всего, он существенно облегчил труд работавших на него крестьян, закупив самую современную сельскохозяйственную технику. По решению Веневитинова, крестьяне могли пользоваться ею и на своих собственных участках – бесплатно и в любое время. А вскоре у крестьянских детей появилась возможность учиться грамоте в родном селе: в тысяча восемьсот семьдесят втором году на средства Михаила Алексеевича в Новоживотинном была построена земская школа, а следом - больница с квартирами для медицинского персонала. Ещё одна больница – межуездная, в соседнем селе Гнездилове, тоже появилась благодаря пожертвованиям Михаила Веневитинова. На её строительство он выделил десять тысяч рублей. Долгие годы Михаил Алексеевич был попечителем Воронежского реального училища и Конь-Колодезской сельскохозяйственной школы.
Не стояла на месте и археографическая деятельность. Обнаруженные им дома Петровские грамоты Михаил Алексеевич опубликовал в своём труде «Из Воронежской старины». Изданный на средства автора, он приобрёл широкую известность в научных кругах.
Будучи активным членом Православного Палестинского Императорского общества, Веневитинов сделал большой вклад в исследование уникального документа начала двенадцатого века – рукописи «Хождения игумена Даниила в Святую Землю», которая под его редакцией была опубликована в одном из сборников Общества.
Неудивительно, что со своей трепетной любовью к истории Михаил Алексеевич Веневитинов в конце концов стал директором легендарного Румянцевского музея. Знаменитый Дом Пашкова, в котором расположился музей, Веневитинов отремонтировал за собственный счёт. Свое директорское жалованье он до последней копейки ежемесячно передавал на нужды музея, благодаря чему были приобретены редкие экспонаты и уникальные коллекции. В фонды музея Михаил Алексеевич передал и свой личный архив, в котором находились автографы Пушкина, Гоголя и другие раритетные и ценные документы. Веневитинов возглавлял музей в течение пяти лет – с тысяча восемьсот девяносто шестого года и до самой своей смерти в тысяча девятьсот первом.
«Зимняя ночь»

Фото: Anastasia Zolotukhina/Unsplash
Зимой рано наступают сумерки, незаметно окутывая своим тёмным покровом окружающее нас пространство. Скрываются очертания домов и деревьев, глаз отдыхает от калейдоскопа дневных впечатлений. Боголюбивые христиане любят это время, потому что душа легче погружается в самое себя, испытывая тягу к собеседованию с Отцом Небесным. Не об этом ли говорит нам Евангелие: «Ты, когда молишься, войди в комнату свою и, затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Он воздаст тебе явно»?
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
4 января. О тесном пути в Царствие Небесное

4 января. О тесном пути в Царствие Небесное — настоятель храма Феодора Стратилата в Старом Осколе Белгородской области священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 января. О плодах веры в Бога
4 января. О плодах веры в Бога — председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий Маркиш.
Все выпуски программы Актуальная тема











