Князья Трубецкие давали бал. Казалось, вся московская знать собралась в гостиной зале их дома в Знаменском переулке. Оркестр играл вальс; пары кружились по начищенному до блеска паркету. Дамы постарше сидели в отдалении, развлекаясь наблюдением за танцующими. «Посмотрите, с кем это там наш Александр Сергеевич Пушкин вальсирует уже третий раз подряд?» - спросила одна из них. Другая, наведя лорнет, улыбнулась: «Да это же сама хозяйка – Надежда Борисовна Трубецкая!»
Вокруг Надежды Борисовны с юных лет собиралось самое изысканное интеллектуальное общество. Она любила литературу и искусство, была хорошо знакома с Вяземским и Гоголем, а Пушкин и Жуковский считались одними из ближайших друзей семейства. Надежда Трубецкая служила фрейлиной при дворе императрицы Александры Фёдоровны – супруги Николая Первого. Казалось, ничто не способно было омрачить её блистательной, красивой жизни.
Но вдруг, в одночасье, скончался супруг Надежды Борисовны. При дворе ходили слухи, что княгиня не любит своего мужа, которого все за глаза называли неуклюжим. Может быть, из-за того, что сама Трубецкая на сплетни внимания не обращала и никак их не комментировала, никто не ожидал, что смерть супруга станет для неё ударом. А Надежда Борисовна по-настоящему любила князя. Переживая горе от потери, княгиня уединилась в своём особняке. Шли дни, недели, месяцы, а Трубецкая всё не показывалась при дворе. В одиночестве, читая Священное Писание, она о многом передумала, и пришла к выводу, что жизнь не может состоять из одних балов и нарядов. Без любви к ближним и милосердия жизнь пуста и бессмысленна.
Она и раньше входила во всевозможные попечительские советы, делала пожертвования, но всё это больше напоминало формальность. Теперь же Надежда Борисовна осознанно решила посвятить себя благотворительности.
Зима тысяча восемьсот шестидесятого года выдалась тёплой и дождливой. Снег то обильно выпадал, то таял. И если респектабельные жители Первопрестольной жаловались лишь на капризы погоды и необходимость носить калоши, то многие московские бедняки, ютящиеся в подвалах, оказались в отчаянном положении. Талые воды проникали в их и без того сырые жилища.
На помощь пришла княгиня Трубецкая. Она сняла большой дом у Калужских ворот, и переселила туда тех, кому грозило затопление. И всё же это было временное жильё. «Опасность минует, и эти люди должны будут вернуться в свои сырые, затхлые, совершенно не пригодные к жизни подвалы», - размышляла Надежда Борисовна. И решила не допустить этого.
Вместе с несколькими поддержавшими её дамами из высшего света, княгиня Трубецкая организовала Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами. С помощью собственных средств и пожертвований, Надежда Борисовна сумела создать фонд Общества, состоящий из нескольких собственных многоквартирных домов и капитала. Таким образом, те, кто обращался в Общество за помощью, могли рассчитывать на получение квартиры, либо денежного пособия для аренды достойного жилья. Сама императрица Мария Фёдоровна покровительствовала этому важному проекту княгини Трубецкой.
Надежда Борисовна взяла под свою опеку Арбатское отделение дамского попечительства о бедных. При её деятельном участии открылась ремесленная школа для мальчиков и несколько бесплатных лечебниц.
В первые же дни Крымской войны тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, Надежда Трубецкая организовала в Москве Общество попечения о раненных и больных воинах. Впоследствии эта организация вошла в состав Российского Красного Креста. Позже Трубецкая на собственные средства устроила санитарный поезд, в котором сама, в качестве сестры милосердия, отправилась на фронт. Княгине к тому моменту исполнилось шестьдесят пять лет.
Совершая добрые дела, Надежда Борисовна не чувствовала возраста. Вернувшись из Крыма, она учредила в московских Хамовниках детский приют для сирот. А узнав, что в Оренбурге от страшного пожара пострадали едва ли не все его жители, лично отправилась туда с материальной помощью.
Надежда Трубецкая потратила на благотворительность ровным счётом всё своё состояние. В глубокой старости она осталась без средств к существованию. Но добро всегда возвращается к человеку сторицей. Созданное княгиней Братолюбивое общество по снабжению неимущих квартирами дало приют своей благодетельнице и позаботилось о ней в последние годы её жизни.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема