С начала 90-х годов XX века внимание многих археологов было приковано к очень странным сооружениям. Располагались они в районе реки Иордан и представляли собой две пересекающиеся окружности разного диаметра, выстроенные из камня. С высоты птичьего полёта сооружения напоминают след ноги гигантского человека. Но для чего именно они были построены? Да и вообще, результат ли это творения рук человеческих. Возможно, это следы древнего великана, или сооружения пришельцев из других миров?
За разгадку этой тайны взялась экспедиция под руководством профессора Адама Зертала из университета города Хайфа. Исследования показали, что сооружения были созданы в XIII – XII веках до нашей эры. Группа профессора Зертала изучила пять подобных археологических памятников, располагавшихся на территории, охватывающей Самарию и Иорданскую долину. В ходе раскопок были обнаружены глиняные знаки древних израильтян времен упомянутого в Библии завоевания Ханаана. По словам профессора Адама Зертала, эти сооружения - священный Гилгал, упоминания о котором встречаются в Библии. Гилгал - первое место, в котором израильтяне, перейдя Иордан, основали лагерь. Учёный предположил, что объекты использовались для сбора общины, при подготовке к битве и ритуалам. Известно, что слово «gilgal» упоминается в Библии 39 раз. Найденные внутри одного из сооружений глиняные сосуды и кости животных явились доказательством того, что гигантские строения использовались для жертвоприношений, описанных в Библии.
Рассказывает иерусалимский историк Игорь Торик:
Это каменный забор, который имеет форму сандалии. В маленьком кругу, в пяточке, сложен круглый помост, что-то типа жертвенника. В районе этого жертвенника найдено большое количество костей жертвенных животных. Все кошерные. Время Иисуса Навина! Это фактически подтверждение, что, по крайней мере, во время Иисуса Навина там появляется народ с библейской культурой.
В Ветхом Завете сказано, что еврейский народ, покинув Египет, сорок лет блуждал по пустыне, и лишь затем, вошел в обещанную ему Богом землю. О драматических событиях обретения этих территорий рассказывает книга Иисуса Навина, названная так по имени лидера избранного народа, пришедшего к власти после смерти Моисея.
Согласно книге Иисуса Навина, когда евреи пересекли реку Иордан и вошли в Землю обетованную, на первой же стоянке ими был сооружен жертвенник и совершено благодарственное жертвоприношение. Этот жертвенник носил название Гилгал. Само слово «гилгал» в переводе с иврита обозначает «колесо». Большой и малый круги, расположенные в виде стопы были первыми объектами, построенными евреями при входе в Ханаан. По утверждению учёных «ступня» имела огромное значение в качества символа владения территорией, господство над врагом, связь между народом и землей, присутствием Бога. Кроме того такая необычная форма сооружений подчеркивает упомянутое в Библии правило: Земля принадлежит тому, кто первым вступил на нее.
Долгое время ученые сомневались в достоверности библейского повествования, потому что никаких доказательств существования стоянок еврейского народа по пути из Египта не существовало.
Рассказывает иерусалимский историк Игорь Торик:
«Кстати говоря, там есть еще один любопытный момент в одном из псалмов. Тот самый псалом, который перечисляет хронологию событий Моисеева Пятикнижия. Там есть такая фраза: «И покинул Господь скинию в Шило и воцарился в Адаме». Оказывается, имеется географическое название Адам. Тот самый мост Адам, где найден самый большой гильгаль».
К сегодняшнему дню учеными найдено уже несколько подобных стоянок древних евреев в Иорданской долине. Огромные стопы разбросаны по всему пространству, где согласно Библии, начиналось завоевание земли, обещанной Богом избранному народу. Таким образом, сооружения эпохи Железного века подтвердили сведения, известные нам по книгам Ветхого Завета.
Маленький Христослав. Наталья Сазонова
![Портрет Сазоновой Натальи](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/10/Portret-Sazonovoj-16x9-1.jpg)
Наталья Сазонова
Было утро шестого января. Служба Рождественского сочельника подходила к концу. Наступил самый торжественный момент: на середину храма вынесли свечу на высоком подсвечнике. Её поставили перед иконой Рождества Христова как образ той самой звезды, указавшей миру путь к Вифлеемской пещере. И тут хор впервые пропел тропарь и кондак праздника!
«Ну, вот! Скоро, скоро, — думалось мне, — осталось совсем немного! Уже этой ночью повсюду будут звучать радостные приветствия: «С Рождеством Христовым!».
Выходящие из храма прихожане поздравляли друг друга с Рождественским сочельником. Друзья присылали мне сообщения с праздничными открытками, я отправляла поздравления в ответ. На душе было особое, предпраздничное настроение!
По дороге домой зашла в пункт выдачи посылок. В небольшом помещении образовалась маленькая очередь — человека четыре. И первым моим сердечным порывом было поздравить этих людей с Рождественским сочельником, с радостью приближающегося Рождества Христова! Но потом мелькнула другая мысль: «А если этим людям совсем не близка моя радость?» Посмотрят косо, промолчат в ответ и буду я со своим приветствием ни к селу, ни к городу. Молча встала в очередь.
После меня зашли мама с сыном. Мальчику года три-четыре. И вдруг он сразу, почти с порога, громко всем сообщил: «А я сейчас в храме был! Причащался! Завтра Рождество, а сегодня Сочельник!». В пункте выдачи на минуту повисла тишина...
В этот момент я глянула на маму малыша. Модно одетая молодая женщина была явно смущена. Она никак не ожидала такого откровения от сына...
А я так усовестилась своей нерешительностью, что тут же откликнулась на слова мальчика: «И я была сейчас в храме! И я поздравляю тебя с Рождественским сочельником!».
Тут и парень за столом выдачи поддержал малыша: «Ну, ты молодец! Дай пять!». И протянул ему свою руку. Все сразу заулыбались, принялись поздравлять мальчика с Рождественским сочельником.
Вот так, устами младенца, радость предстоящего Рождества Христова коснулась сердца каждого в той комнате!
Я шла домой и думала о том, какой урок получила сегодня. Не надо никогда смущаться и думать о том, как отзовутся твои слова, когда хочется поделиться с другими радостью о Христе. Она непременно найдет свой отклик! И, быть может, кто-то впервые захочет стать ей сопричастным и придет на праздничную службу в храм. Ведь благодать Божия изливается на всех. Спасибо тебе, маленький Христослав!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
«Котёнок»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/joe-cleary-klH-f7mw2Ws-unsplash.jpg)
Фото: Joe Cleary / Unsplash
Нина Петровна привыкла жить одна. Мужа похоронила давно, взрослый сын живёт отдельно, в гости приходит пару раз в месяц... Правда, звонит регулярно, справляется о здоровье. Нина Петровна жалуется на одиночество, но это скорее для порядка — тихий образ жизни её вполне устраивает. Есть вязанье, хорошие книги и любимые фотоальбомы. А общество? Её компания — старый толстый кот, вечно дремлющий на диване. Один день похож на другой, ну и хорошо.
Но однажды вечером внезапно на пороге появился сын, да не один — с котёнком за пазухой. «Мам, мне вот подарили... гляди, какой! А я улетаю на неделю, пусть пока у тебя побудет, ладно? Я корм для него принёс — вот!» — опустил на пол прихожей сначала шуршащий пакет, а потом и испуганное дрожащее существо с тонким полосатым хвостиком. Нина Петровна и опомниться не успела, как за сыном закрылась дверь — чмокнув маму в щёку, он бежал вниз по лестнице.
А следующее утро было чудесным. Котёнок пищал, требовал еды, возился, пытался играть хвостом крайне удивлённого старого кота, выгибал спинку, умилительно — боком! боком! — наскакивал на веник... Нина Петровна поймала себя на том, что постоянно улыбается и — в заботах о новом питомце — чувствует себя молодой. Позвонил сын — и вместо обычных жалоб на одиночество услышал от матери: «У нас всё отлично! Спасибо тебе! Да, правда — всё слава Богу!»
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 февраля. О скорби и смирении Пресвятой Богородицы
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Во 2-й главе Евангелия от Луки есть слова, сказанные Симеоном Богоприимцем Пресвятой Богородице: «И Тебе Самой оружие пройдет душу — да откроются помышления многих сердец».
О скорби и смирении Пресвятой Богородицы — протоиерей Андрей Ефанов.
В день, когда Пресвятой Богородице следовало бы слышать только слова поздравлений, Святой Симеон Богоприимец говорит ей горестное пророчество. Пророчество только произносится словами пророка, но его источником является сам Бог. Бог хранит смирение Девы Марии, чтобы она, претерпев все земные лишения, смогла вознестись душой выше Херувимов и Серафимов к самому престолу Величества Божия. Так и нам, христианам, взирая на земной путь нашей Небесной Матери, не надо унывать и отчаиваться. Ведь мы тоже следуем Царство Небесное, идя в которое приходится нести свой, порой нелегкий, жизненный крест. Не случайно мы молимся Богородице словами «Все упование мое на Тебя возлагаю», потому как покров Пречистой соткан из ее земных страданий, ей близка наша земная жизнь. Она, как никто другой, понимает нас, христиан, и является усердной заступницей христианского рода.
Все выпуски программы Актуальная тема